Закон 248-ФЗ о государственном и муниципальном контроле: комментарии

22.09.2021
0
Команда СП

Законом № 248-ФЗ внесены значительные изменения в нормативную базу, регулирующую проведение проверок контрольно-надзорными органами. Ознакомимся с ключевыми его положениями подробнее.

Закон № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре)»: что нового

Закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ, вступивший в силу с 01.07.2021, принес большое количество нововведений в системе государственного и муниципального контроля (надзора). Одной из главных новаций данного нормативного акта представители власти называют отказ от выездной проверки как единственного контрольно-надзорного мероприятия. В соответствии с Законом № 248-ФЗ, надзор и контроль проводятся с применением различных альтернатив проверке. Данному мероприятию, как отмечают чиновники, уделена роль крайней, самой затратной меры, которая подлежит применению в случае, когда иных контрольно-надзорных мероприятий оказывается недостаточно.

Все проверяемые лица по ФЗ 248 от 31.07.2020 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле» подлежат отнесению к определенной категории риска причинения вреда (ч. 1 ст. 23 Закона № 248-ФЗ):

  • чрезвычайно высокому;
  • высокому;
  • значительному;
  • среднему;
  • умеренному;
  • низкому.

Конкретный вид контрольных мероприятий и периодичность их проведения, таким образом, зависят от того, какой риск характеризует деятельность того или иного проверяемого предприятия. Особенности отнесения фирм к соответствующей категории риска определяются положением о виде контроля, разрабатываемым Правительством России для применения соответствующим проверяющим ведомством. Возможно принятие в этих целях также различных ведомственных нормативов.

Таким образом, государственный и муниципальный контроль 248-ФЗ регулирует в том числе при условии применения различных подзаконных актов. Ключевыми из них можно считать отмеченные правительственные положения о видах контроля.

Соответствующие положения также устанавливают (ч. 5 ст. 3 Закона № 248-ФЗ):

  • перечни применимых в регулируемой сфере деятельности профилактических мероприятий;
  • перечни контрольно-надзорных мероприятий.

Действительно, значительная часть мероприятий по Закону № 248-ФЗ от 31.07.2020 — профилактические, а не контрольно-надзорные. Профилактике нарушений закон отводит приоритетную роль (ст. 8 Закона № 248-ФЗ). Ознакомимся с методами ее проведения, а также перечнями контрольно-надзорных методов, предусмотренным новым ФЗ № 248 о государственном надзоре, подробнее.

Закон № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре)»: полномочия проверяющих

Итак, новый закон выделяет следующие мероприятия, проводимые контрольно-надзорными органами:

1. Профилактические.

К ним относятся (глава 10 Закона № 248-ФЗ):

  • информирование (публикация на сайте контролирующего ведомства и иных онлайн-ресурсах текстов нормативных актов и изменений в них, на основании которых проводится контроль, руководств по соблюдению установленных требований);
  • обобщение правоприменительной практики (издание ведомством документов, в котором отражены типичные нарушения, определены их причины и условия допущения);
  • меры стимулирования добросовестности (нематериальные поощрения объектов контроля, предусмотренные действующими нормативными актами);
  • объявление предостережения (сообщение контролируемому лицу о наличии у проверяющих данных о готовящемся, возможном или фактически совершенном нарушении установленных требований в целях предоставления данному лицу возможности исправить положение дел);
  • консультирование (предоставление на основании обращений контролируемых лиц разъяснений по вопросам контроля и надзора);
  • самообследование (самопроверка контролируемого лица с помощью онлайн-инструментов, предложенных контролирующим ведомством);
  • профилактический визит (проведение профилактической беседы инспектором - очно или через интернет).

2. Контрольно-надзорные.

Отметим, что данные мероприятия Закон № 248-ФЗ 2020 года делит на 2 разновидности:

  • предусматривающие взаимодействие инспектора с контролируемым лицом;
  • не предусматривающие такого взаимодействия.

К первым относятся (п. 2 ст. 56, гл. 13 Закона № 248-ФЗ):

  • контрольная закупка (создание инспектором ситуации заключения сделки для проверки законности ее совершения контролируемым лицом);
  • мониторинговая закупка (совершение инспектором сделки для организации последующей экспертизы продукции или услуг, реализуемых проверяемым лицом);
  • выборочный контроль (отбор проб и образцов продукции, товаров, причем, без уведомления контролируемых лиц);
  • инспекционный визит (посещение инспектором территории предприятия в целях проведения осмотра, опроса, запроса письменных объяснений, проведения инструментального обследования, истребования обязательных документов - без предварительного уведомления проверяемого лица);
  • рейдовый осмотр (осмотр нескольких контролируемых лиц, расположенных на определенной территории, опционально - с привлечением других ведомств);
  • документарная проверка (проводится по месту нахождения контролирующего органа, включает истребование документов, получение письменных объяснений, экспертизу);
  • выездная проверка (комплексная работа инспектора на территории предприятия — осмотр, досмотр, отбор проб и иные действия, предусмотренные п. 8 ст. 73 Закона № 248-ФЗ).

В свою очередь, без взаимодействия инспектора и проверяемого лица проводятся (п. 3 ст. 56, ст. 74, 75 Закона № 248-ФЗ):

  • наблюдение за соблюдением обязательных требований – мониторинг безопасности (анализ данных, имеющихся у инспекторов, в том числе полученных от других ведомств, об объектах контроля, имеющихся у проверяемого лица);
  • выездное обследование (работа инспектора на общедоступных объектах, при которой возможен осмотр, отбор проб без взаимодействия с контролируемым лицом и без его предварительного информирования).

Положениями ст. 96 Закона № 248-ФЗ регламентируется применение еще одного, специфического вида государственного контроля — мониторинга. Он заключается в регулярном дистанционном взаимодействии инспекторов и проверяемых лиц. Порядок проведения мониторинга регламентируется соответствующим ведомственным положением о виде контроля (ч. 3, 4 ст. 96 Закона № 248-ФЗ).

Примечательны особенности проведения мероприятий по ФЗ № 248 о государственном и муниципальном контроле с учетом их классификации на плановые и внеплановые.

Федеральный закон №248-ФЗ: плановые и внеплановые мероприятия

По общему правилу, в соответствии с новым законом № 248-ФЗ «О государственном и муниципальном контроле», для проверяющих органов приоритетны плановые проверки. Их виды и периодичность определяются теми же положениями о виде контроля с учетом отмеченных рисков причинения вреда. Плановые мероприятия проводятся (ч. 2-4 ст. 25 Закона № 248-ФЗ):

  • при чрезвычайно высоком риске — от 1 до 2 раз в год;
  • при высоком или значительном риске — от 1 раза в 4 года до 1 раза в 2 года;
  • при среднем или умеренном риске — от 1 раза в 6 лет до 1 раза в 3 года.

При низком риске плановые мероприятия не проводятся в принципе (ч. 5 ст. 25 Закона № 248-ФЗ). Проведение таких мероприятий также может быть привязано к определенным событиям (ч. 6 ст. 25 Закона № 248-ФЗ).

Плановые мероприятия утверждаются проверяющим ведомством ежегодно по согласованию с прокуратурой. Регулирующее положение о виде контроля может в принципе исключать плановые проверки из перечня возможных (ч.1, 2 ст. 61 Закона № 248-ФЗ).

Внеплановые мероприятия (за исключением мероприятий без взаимодействия проверяемого и инспектора) проводятся только по основаниям, отраженным в подп. 1, 3-6 ч. 1, ч. 3 ст. 57 Закона № 248-ФЗ. То есть, например, если у проверяющих появится информация о причинении проверяемым лицом вреда (угрозе причинения вреда) охраняемым законом ценностям, или же если будет обнаружено срабатывание установленных индикаторов риска — о которых мы сказали выше.

Если внеплановое мероприятие подлежит согласованию с прокуратурой, такое согласование инспекторам необходимо получить (ч. 1 ст. 66 Закона № 248-ФЗ). Так, например, внеплановые контрольные и мониторинговые закупки, выборочный контроль, инспекционный визит в общем случае требуют согласования с прокуратурой (ч. 11 ст. 67, ч. 14 ст. 68, ч. 12 ст. 69, ч. 7 ст. 70 Закона № 248-ФЗ). То же самое касается внеплановой выездной проверки (ч. 5 ст. 73 Закона № 248-ФЗ). Если внеплановое мероприятие обусловлено угрозой причинения проверяемым лицом вреда, то о его проведении прокуратура уведомляется в любом случае (ч. 12 ст. 66 Закона № 248-ФЗ).

Не требуют согласования с прокуратурой любые виды внеплановых документарных проверок (ч. 9 ст. 72 Закона № 248-ФЗ). Проверяемое лицо вправе узнать, что послужило причиной назначения внепланового мероприятия (п. 3 ст. 36 Закона № 248-ФЗ).

Есть и иные нюансы применения ФЗ № 248 «О государственном контроле (надзоре)», на которые предприятием следует обратить внимание.

Закон № 248-ФЗ: что нужно знать

Заслуживают внимания, в частности, нормы, закрепленные:

1. В ч. 7 ст. 30 Закона № 248-ФЗ, согласно которым не допускается установление ключевых показателей эффективности работы инспекторов в рамках контроля, установленных на количестве:

  • проводимых инспекторами профилактических и контрольно-надзорных мероприятий;
  • обнаруженных нарушений;
  • контролируемых лиц, которые привлечены к ответственности;
  • административных штрафов (как и их размер).

Таким образом, фирмы вправе ожидать сокращения проверок, уменьшения частоты выявления незначительных нарушений, поскольку инспекторы не будут в этом заинтересованы.

2. В ч. 2 ст. 91 о недействительности результатов контрольного мероприятия. К числу грубых нарушений, влекущих отмену результата мероприятия, относится в том числе совершение действий, не предусмотренных Законом № 248-ФЗ для соответствующего вида контрольно-надзорного мероприятия. Условно говоря, если при контрольной закупке инспектор запросил письменные разъяснения от фирмы, то за это к нему могут быть применены предусмотренные законом санкции.

3. В ч. 8 ст. 66 Закона № 248-ФЗ говорится, что одним из оснований для отказа прокуратурой в согласовании внепланового мероприятия может быть запрос на проверку соблюдения одних и тех же требований в отношении одного проверяемого лица разными ведомствами. Как следствие, предприятия могут ожидать сокращения проверок по соответствующему критерию.

Таким образом, можно говорить об установленном Законом № 248-ФЗ контроле, действующем в том числе в отношении самих проверяющих структур. Их работа должна соответствовать определенным законом требованиям и ограничениям.

Читайте также: Проверки ФСС 2021 – изменения

Оставить комментарий