Маркировка антисептиков и дезинфицирующих средств

17.08.2021
0
Команда СП

Распространение коронавирусной инфекции стало двигателем для роста спроса на антисептики и дезинфицирующие средства – в 2020 году объемы производства этой продукции увеличились в шесть раз. Чтобы избежать появления контрафакта на рынке и повысить качество реализуемых конечному потребителю товаров, Правительство РФ запустило эксперимент по маркировке антисептиков – о правилах и сроках его проведения читайте в нашей статье.

Эксперимент по маркировке антисептиков и дезинфицирующих средств: главное

С 1 августа 2021 года по 31 августа 2022 года в России проходит эксперимент по маркировке антисептиков для рук (код ОКПД2/ТН ВЭД ЕАЭС – 20.20.14.000/ 3808 94 900 0 в части кожных антисептиков, 20.42.15/ 3304 99 000 0 в части продукции для гигиены рук с антимикробным действием) – соответствующее указание содержит Постановление Правительства РФ от 21.07.2021 № 1240. Участие в эксперименте является добровольным – оно поможет производителям:

  • подготовиться к введению обязательной маркировки – настроить оборудование, обучить персонал, обновить процессы взаимодействия с контрагентами;
  • выявить технические проблемы и недостатки в оборудовании и своевременно их устранить;
  • получить доступ к результатам работы других компаний, участвующих в эксперименте.

Проведение эксперимента позволит организаторам:

  • определить полный перечень сведений, которые будут шифроваться с помощью кода Data Matrix;
  • выявить оптимальный способ нанесения кода на упаковку с антисептиками и дезинфицирующими средствами;
  • организовать взаимодействие между производителями/импортерами товаров и оператором национальной системы маркировки «Честный знак»;
  • оценить эффективность маркировки товаров, относящихся к категории антисептиков;
  • внести изменения в законодательство, регулирующее оборот антисептиков на территории РФ.

Принять участие в эксперименте может любой желающий участник товарооборота – ограничений по объему выпускаемой продукции и размеру самой компании-производителя законодательство не содержит.

Как работает система маркировки

Система маркировки кожных антисептиков будет функционировать по отработанной схеме, действующей в отношении других видов товаров, для которых нанесение кода Data Matrix уже стало обязательным. Чтобы промаркировать товар, производителю/импортеру придется:

1. Создать аккаунт в системе «Честный знак». Для этого понадобится электронная подпись – с ее помощью можно придать юридическую силу электронному документу или действию, совершаемому в личном кабинете. Для регистрации ответственному лицу нужно создать заявление, внести в него сведения об организации – участнике проекта «Честный знак» и отправить его на проверку.

2. Внести сведения о товаре в систему. Это можно сделать вручную, а можно автоматически (актуально при маркировке антисептика для рук в больших объемах).

3. Заказать коды Data Matrix. Услуга платная – один код стоит 50 копеек (без учета НДС). Счет на оплату заказанного количества кодов придет в личный кабинет – пользователю останется пополнить баланс и перечислить деньги по реквизитам, указанным в счете. Во время эксперимента платить за коды не нужно – Центр развития перспективных технологий (официальный оператор цифровой маркировки товаров) предоставит коды совершенно бесплатно.

4. Загрузить и распечатать готовые коды. Наносить код можно как на сам флакон с антисептиком, так и на наклеиваемую на него этикетку – все зависит от вида печатного оборудования, используемого производителем упаковки или самого антисептика.

Ответственность за нарушение правил маркировки

В ходе проведения эксперимента ответственность за нарушение правил маркировки антисептиков для производителей/импортеров не предусмотрена. После окончания эксперимента и запуска программы обязательной маркировки несоблюдение ее правил будет основанием для привлечения нарушителя к административной ответственности по ст. 15.12 КоАП РФ. Статья предусматривает наказание в виде конфискации немаркированной продукции и штрафа:

  • для производителей: 
    • должностных лиц и ИП – 5-10 тыс. рублей;
    • юрлиц – 50 - 100 тыс. рублей.
  • для продавцов:
    • граждан – 2- 4 тыс. рублей;
    • ИП и должностных лиц – 5-10 тыс. рублей;
    • юрлиц – 50-300 тыс. рублей.