Подписание трудового контракта обязывает гражданина предоставить в компанию работодателя определенный набор документации, который объединяется в личное дело сотрудника.
Для значительной части фирм непосредственного указания ведения личных дел работников организации в нормах законодательства не содержится. Данное правило не распространяется на госслужащих, для которых личное дело должно быть обязательно (закон №79-ФЗ от 27.07.04 г.).
Тем не менее, в большей части негосударственных компаний ведение личных дел сотрудников это обычная практика, в связи с тем, что позволяет систематизировать все данные по каждому отдельному работнику и обеспечить доступ к информации в короткие сроки.
Личное дело работника: что собой представляет и из чего формируется
Личное дело сотрудника – это один или группа документов, формируемых в отношении одного работника компании, и помещенные в отдельную папку.
Поступление документов граждан осуществляется в течение всего периода сотрудничества между фирмой и физлицом. Рассмотрим, какие документы следует включить в личное дело работника (образец представлен ниже).
В период трудоустройства гражданина в организации в личное дело работника включаются такие документы, как:
- копии базовых документов гражданина, таких как ИНН, российский паспорт, документ пенсионного страхования, военный билет, документы, подтверждающие полученное образование;
- медсправка;
- заявление гражданина о приеме на работу;
- личная карточка сотрудника;
- трудовой контракт;
- копия приказа руководителя о приеме на работу и иные аналогичные документы.
Во время действия контракта в личное дело на сотрудника (образец смотрите ниже) могут быть включены документы:
- подписанная физлицом должностная инструкция;
- допсоглашения к действующему договору;
- документы о регистрации брака;
- документ о неразглашении коммерческой тайны.
Расторжение трудового контракта также является основанием для включения в личное дело работника (образец содержится ниже) определенных документов. К ним в частности относят:
Соответственно, подготовка личного дела каждого гражданина осуществляется на всех этапах взаимодействия между компанией и наемным персоналом.
Правила ведения личных дел работников
Что касается утвержденных на уровне государства правил ведения личных дел, в отечественной практике таковых не предусмотрено. Стандартизации подвергаются только личные дела некоторых категорий трудящихся.
Несмотря на это, сложившаяся из года в год практика, раскрывает базовые аспекты подготовки личных дел сотрудников негосударственных компаний.
За оформление личного дела чаще всего в ответе работник отдела кадров фирмы. Если же данная должность в организации отсутствует, обязанность подготовки документа обычно передается бухгалтеру.
При подготовке личного дела гражданина целесообразно составлять опись. Делается это, в первую очередь, для того, чтобы в наглядной форме представить в хронологической последовательности все имеющиеся в отношении гражданина документы в личном деле, что значительно облегчит процесс поиска нужных сведений при необходимости.
Заполнение титульного листа личных дел персонала компании
Титульный лист личного дела работника должен предоставлять максимум информации, вследствие чего содержит такие сведения, как:
- название фирмы-работодателя (при наличии подразделений необходимо указать то, в котором трудится гражданин);
- порядковый номер личного дела работника;
- ФИО работника;
- дата открытия личного дела (совпадает с датой приема в компанию работника);
- дата закрытия (совпадает с датой приказа об увольнении);
- фактическое количество листов документа (заполняется непосредственно перед передачей документа в архив фирмы).
Титульный лист личного дела работника – образец:
С целью закрепления на уровне фирмы методики ведения личных дел руководством может быть издано положение о личном деле работника. Этот документ чаще всего составляется в госорганизациях и содержит в себе информацию о том, какие документы физлицо предоставляет при трудоустройстве, какие документы следует оформить работодателю, а также иные аспекты, в той или иной степени касающиеся ведения личных дел персонала фирмы.
Хранение личных дел граждан, которые на текущий момент трудятся в компании работодателя, осуществляется в отделе кадров (при его отсутствии у бухгалтера). После того как договор расторгнут личное дело должно быть подшито и передано на хранение в архив организации.
Бланк личного дела является важным документом, который, несмотря на необязательность применения, успешно используется отечественными фирмами.
Опись на личное дело на сотрудника – образец: