Работник, который считает, что его трудовые права нарушены, может пожаловаться на работодателя в Гострудинспекцию (ГИТ) разными способами — составив свое заявление на бумаге или онлайн. Ознакомимся с порядком составления жалобы работником и алгоритмом, по которому инспекторы Роструда должны реагировать на нее.
Как подавать жалобу в трудовую инспекцию: традиционный способ
Первый вариант подачи жалобы в Трудинспекцию — обычный, «бумажный». Необходимо, составить обращение на бумаге, а затем отнести документ (и доказательства, прилагаемые к нему при их наличии) в данное ведомство, или направить жалобу по почте.
В жалобе работнику необходимо отразить:
- наименование подразделения ГИТ, куда направляется документ;
- ФИО работника, его адрес, e-mail;
- сведения о работодателе (наименование, адрес, телефон, ИНН и т.д.);
- суть обращения (факты о нарушениях, допущенных работодателем, по мнению работника);
- ссылки на прилагаемые документы (если они есть).
В жалобе обязательно указывается дата ее составления, проставляется подпись заявителя.
Инспекторы обычно не придираются строго к формулировкам, отражающим суть жалобы, понимая, что работнику может быть непросто отразить все нюансы проблемы с работодателем в письменном виде. Бывает, что работнику просто кажется, что его права нарушены, но он все равно пишет жалобу. Никаких рисков в этом нет, если только речь не идет об откровенной клевете. Но чтобы ее исключить (как и повысить вероятность наказания работодателя за реальное нарушение), желательно приложить к жалобе сколько-нибудь значимые подтверждающие документы.
Например, если предмет обращения — неправомерное занижение зарплаты, то это могут быть копии:
- расчетных листков, банковских выписок с зарплатного счета;
- трудового договора, из которого следует, что размер зарплаты должен быть выше, и т.д.
Анонимные заявления недопустимы, но работник может попросить Трудинспекцию в процессе реагирования на жалобу не допускать разглашения данных о его личности, в том числе перед работодателем. Такое право у работника есть в соответствии со ст. 358 ТК РФ.
В какую трудовую инспекцию подавать жалобу? По общему правилу это территориальное подразделение Роструда по месту ведения деятельности работодателя. Так, в отношении работодателей Москвы и Московской области действует одна инспекция, расположенная в столице. Адреса всех региональных Гострудинспекций можно найти на сайте Роструда.
Читайте также: График проверок трудовой инспекции на 2020 год
Как подать жалобу в трудовую инспекцию онлайн?
Традиционному формату обращения в Трудинспекцию есть альтернатива — составление жалобы онлайн.
В этих целях используется специализированный портал Роструда — Онлайнинспекция.рф. Чтобы подать жалобу на работодателя в трудовую инспекцию через него, работнику нужно:
1. Зарегистрироваться на Госуслугах — с полным доступом к сервисам.
На это может понадобиться время, если соответствующий полный доступ оформлять, к примеру, через офис «Ростелекома» или «Почту России». Но есть и более оперативный способ, когда опция регистрации на Госуслугах поддерживается банком работника (например, такая услуга есть в системе «Сбербанк-Онлайн»).
2. Зайти на сайт Онлайнинспекция.рф, выбрать раздел «Для работников», затем - пункт «Сообщить о проблеме».
3. Выбрать категорию имеющейся проблемы (например, «Заработная плата»), далее — подкатегорию, где проблема конкретизируется (к примеру, «Задерживают зарплату»).
4. Выбрать желаемый результат от обращения в Трудинспекцию онлайн («Организовать проверку изложенных фактов»).
5. Для продолжения система попросит авторизоваться через портал Госуслуги.
6. Еще раз указав желаемый результат обращения, нажать на кнопку «Продолжить», а затем приступить к составлению заявления.
7. Заполнить форму заявления, в котором фиксируются:
- данные о работнике, о работодателе;
- суть проблемы — как и в бумажной версии жалобы;
- иные данные, необходимые Трудинспекции для рассмотрения жалобы (все нужно заполнять внимательно).
Прилагаемые документы, при их наличии, загружаются в виде сканов или фотографий. Система дает загрузить не более 4 файлов, но если фактически документов больше, можно смонтировать сканы или фото нескольких документов в один файл.
8. В очередной раз подтвердить желаемый результат (графа «Прошу» онлайн-формы) и направить заявление в Роструд.
Итак, как обратиться в трудовую инспекцию с жалобой, мы теперь знаем. Рассмотрим, чего следует ожидать работнику после такого обращения.
Читайте также: Жалоба в трудовую инспекцию на работодателя: образец
Жалоба подана: что дальше?
Трудинспекция, получив жалобу, регистрирует ее в течение 3 дней, а затем в течение еще 30 дней рассматривает. Иногда берет на рассмотрение еще дополнительно до 30 дней, предварительно уведомив об этом заявителя.
Если жалоба составлена корректно (приведены все данные о работнике и работодателе, нет путаницы в ключевых фактах о проблеме), Трудинспекция инициирует внеплановую проверку работодателя — документарную или, если посчитает необходимым, выездную. Если по ее итогам будут действительно выявлены нарушения трудового законодательства — составляется предписание об их устранении (возможен также штраф при наличии оснований и иные правовые последствия). Одновременно заявитель информируется о результатах реагирования Трудинспекцией на свою жалобу.
Если результаты заявителя не устроили, то он может обжаловать их, обратившись (ст. 361 ТК РФ):
- к руководителю тех инспекторов, которые проводили проверку;
- к главному государственному инспектору труда России;
- в суд.
Разъяснения по реагированию на жалобу, направленные Трудинспекцией работнику, могут быть достаточно подробными. Заявитель информируется о том, какие факты, изложенные в жалобе, были подтверждены в ходе проверки, а какие — нет. Ему рассказывается о подлежащих применению мерах воздействия на работодателя. Указывается, на какие стороны жалобы Трудинспекция не смогла отреагировать из-за отсутствия необходимых полномочий. Разъясняется, что заявителю делать дальше для восстановления нарушенных трудовых прав.
Читайте также: Изменения трудового законодательства в 2020 году