Различные медучреждения предлагают новую услугу водителям – пройти предрейсовый медосмотр дистанционно. Это удобно не только в эпоху коронавирусной пандемии, но и в другое время, так как позволяет ускорить и упростить процедуру медицинского освидетельствования сотрудников, оптимизировать расходы работодателя. Насколько законны удаленные медосмотры водителей, действительно ли они разрешены, попробуем разобраться.
Дистанционный медосмотр водителей: закон разрешает или нет?
Медицинские организации, предлагающие водителям дистанционные медосмотры, ссылаются на работающий с 1 января 2018 года закон о телемедицине (федеральный закон № 242-ФЗ от 29.07.2017). В частности, правовой документ добавил статью 36.2 в закон об основах охраны здоровья россиян № 323-ФЗ от 21.11.2011. Она посвящена особенностям оказания медицинской помощи с применением современных «телемедицинских технологий». Согласно поправке, внесенной в ст. 2 этого же закона, к подобным технологиям относится дистанционная коммуникация врача и пациента с использованием информационных каналов.
Телемедицина позволяет аутентифицировать и идентифицировать указанных лиц, задокументировать их действия (п.22 ст. 2 закона № 323-ФЗ). Удаленно разрешается проводить медицинские консилиумы и консультации, наблюдать за состоянием здоровья человека, и, по мнению некоторых медучреждений, организовывать дистанционный медосмотр водителей. В дополнение к закону № 242-ФЗ Минздрав РФ издал Приказ № 965н от 30.11.2017, утвердив порядок оказания помощи пациентам с применением телемедицины.
Несмотря на принятые документы, проведения предрейсового, послесменного и иного освидетельствования водителей они не касаются. Хотя некоторые работодатели уже используют услуги телемедицины для подобных медосмотров, обсуждают их преимущества на различных форумах, и ссылаются на разрешающий их закон.
В реальности такого закона пока не существует, а подготовлен только его проект. Он находится на рассмотрении в Государственной Думе с 2017 года, и пока не прошел даже первого чтения. Законопроект, принятие которого разрешит дистанционное прохождение предрейсового медосмотра (и других осмотров водителей), за три года неоднократно корректировался. А отдельные его инициаторы - О.А. Нилов и В.И. Синяговский – сняли свои фамилии с измененного проекта.
В августе 2020 года Минздрав России предложил публичное обсуждение другого законопроекта – о внесении поправок в ст. 213 Трудового кодекса, устанавливающую обязательные медосмотры для определенных категорий работников. Ведомство посчитало, что в нее следует добавить нормы, позволяющие проводить такие процедуры дистанционно. Но и эта инициатива пока не обрела силу закона.
На сегодняшний день дистанционное прохождение предрейсового медосмотра и иных медосмотров сотрудников, если их организовывают работодатели, не согласуется с действующим российским законодательством. Прямых правовых норм, регулирующих проведение подобных освидетельствований, не существует. Проведение медосмотров водителей с использованием телемедицины равнозначно их отсутствию, и в случае проверки предприятие и водитель могут быть оштрафованы (п.2 ст.12.31.1 КоАП РФ).
К такому же выводу пришел Арбитражный суд Сахалинской области (решение по делу № А59-3632/2018 от 01.08.2018 г.). Унитарное предприятие оспаривало предписание местного отделения ГИБДД об устранении выявленных нарушений, допущенных при проведении медосмотров водителей. Представители компании считали, что действовали в рамках закона, позволяющего организовывать дистанционное прохождение предрейсового медосмотра водителей, так же как и послерейсового. Свою позицию они аргументировали вступлением в силу закона № 242-ФЗ от 29.07.2017, которым разрешено в удаленном режиме консультировать пациентов и наблюдать за их здоровьем.
Суд с таким мнением не согласился, признав законными действия полицейских. Толкование компанией действующих норм закона он, напротив, счел ошибочными. В частности, суд отметил, что технологии телемедицины могут применяться только лечащим врачом - с целью коррекции назначенного лечения и наблюдения за здоровьем пациента. Это возможно после очного посещения доктора, к которому больной обратился с жалобами.
Но медицинские осмотры водителей проводятся не с целью их лечения, а для выявления:
- заболеваний (состояний), делающих их движение по дорогам опасным для себя и окружающих;
- профессиональных проблем со здоровьем вследствие воздействия вредных факторов.
Суд в своем решении указал, что в настоящее время законодательством РФ не предусмотрена возможность проводить медицинские осмотры водителей с использованием телемедицины. Поэтому действия унитарного предприятия свидетельствуют о невыполнении обязанности по их организации.
Читайте также: Новые правила медосмотра в 2020 году
Дистанционное прохождение медосмотра – суть подготовленного законопроекта
Авторы законопроекта № 271597-7 предлагают внести поправки в два закона:
- о безопасности дорожного движения № 196-ФЗ от 10.12.1995 (ст.23);
- об основах охраны здоровья граждан № 323-ФЗ от 21.11.2011(ст. 36.2, 46).
Основная суть изменений – разрешить дистанционный медосмотр водителей и других категорий работников, для которых эта процедура обязательна. Если работодатель предпочтет удаленную форму медицинских осмотров, раз в полгода он должен организовывать обследование дистанционно осматриваемых сотрудников на наличие у них в крови наркотических средств, психотропных или токсических веществ.
При удаленных освидетельствования применяются специально разработанные автоматизированные системы дистанционных медосмотров, купить которые можно уже сейчас. Водитель вносит свои данные в компьютерную систему, с помощью встроенных приборов измеряет давление, пульс, наличие алкоголя в крови, температуру. Медработник отслеживает процедуру через веб-камеру и заверяет результат осмотра электронной подписью. Но на сегодня такой способ медосмотра, скорее всего, признают незаконным.
Читайте также: Диспансеризация 2021: какие года