Что относится к существенным недостаткам товаров

16.12.2023
0
По закону о защите прав потребителей, вернуть технически сложный товар продавцу спустя 15 и более дней с момента его покупки (но в пределах гарантийного срока) можно в том случае, если у такого товара будут обнаружены существенные недостатки (п. 1 ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1). Законом установлено понятие недостатка товаров – существенный недостаток товаров имеет определенные характеристики, при соответствии которым можно говорить о том, что товар подлежит обмену или возврату по гарантии.

Существенный недостаток товара по закону о защите прав потребителей

Существенный недостаток товара – это недостаток, который обладает любой из следующих характеристик (см. Преамбулу к Закону № 2300-1):

  • Не подлежит устранению. Это значит, что ликвидировать недостаток и полностью восстановить работоспособность товара не получится. Например, компьютерная видеокарта, сгоревшая из-за неисправности, ремонту не подлежит.
  • Не может быть устранен без расходов, соразмерных стоимости товара или превышающих ее. Затраты на проведение восстановительного ремонта в этом случае могут быть сопоставимы со стоимостью новой вещи – например, замена телевизионной матрицы будет стоить почти столько же, сколько сам телевизор.
  • Не может быть устранен в разумные сроки. В соответствии с п. 1 ст. 20 Закона № 2300-1 недостаток товара должен быть устранен в сроки, определенные договором, а если договором они не установлены – в течение 45 дней с момента получения продавцом требования об устранении. Если отремонтировать технику в указанные сроки невозможно, недостаток считается существенным.
  • Выявляется неоднократно. Если духовой шкаф систематически отключается при достижении определенной температуры, смартфон периодически теряет сеть, а кнопки на панели управления микроволновкой работают с перебоями, можно обращаться к продавцу с требованием о об обмене или возврате товара.
  • Проявляется повторно после устранения и пр. Например, если электроподжиг у варочной панели перестал работать, был отремонтирован по гарантии, и снова сломался – это существенный недостаток товара, закон в таком случае на стороне потребителя.

Перечень технически сложных товаров приведен в Постановлении Правительства РФ от 10.11.2011 № 924.

Еще больше информации о существенных недостатках товара - в "КонсультантПлюс". Если у вас еще нет доступа к системе, вы можете получить его на 2 дня бесплатно. Или закажите актуальный прайс-лист, чтобы приобрести постоянный доступ.

Вопрос по теме: Подлежит ли возврату уцененный товар-товар со скидкой? Подробнее

Обнаружение существенного недостатка товара: что делать

Итак, существенным недостатком товара является любой из перечисленных выше недостатков. Что делать, если покупка обладает хотя бы одним из них?

Прежде всего, нужно обратиться к продавцу. В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона № 2300-1, покупатель может потребовать:

  • замены товара на точно такой же (того же артикула, модели);
  • замены техники на аналогичную (другой модели или другого производителя) с перерасчетом суммы, которую он заплатил при покупке;
  • возврата денег, уплаченных за покупку.

Как составить претензию на возврат товара - образец 

Если нужно вернуть или обменять товар с существенным недостатком, необходимо составить претензию, указав в ней:

  • сведения о продавце: наименование и юридический адрес;
  • сведения о покупателе: Ф.И.О., место проживания, контактный телефон и электронную почту (при желании);
  • наименование документа («Претензия о возврате/обмене технически сложного товара»);
  • суть претензии, с описанием обстоятельств сложившейся ситуации, наименования и артикула техники, стоимости ее покупки;
  • требование о возврате денег или обмене товара;
  • дату составления документа и подпись заявителя.

Претензия составляется в двух экземплярах – один вручается представителю продавца, а второй, с отметкой о получении, остается у покупателя.

Бланк по теме: Образец претензии на возврат денежных средств за некачественный товар Посмотреть Скачать

Существенный недостаток технически сложного товара – это проблема продавца или покупателя?

Покупатель, как сторона, права которой защищает Закон № 2300-1, может написать претензию и передать ее продавцу на рассмотрение. Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества, после чего возможно два варианта развития событий (п. 5 ст. 18 Закона № 2300-1):

  • продавец удовлетворяет претензию сразу же и возмещает покупателю стоимость товара (или производит его обмен);
  • продавец организует проверку качества товара, а, при необходимости, проводит экспертизу качества товара за свой счет.

Если первый исход для покупателя логичен и понятен, то во втором случае возникает вопрос – чем проверка отличается от экспертизы?

Проверка качества осуществляется самим продавцом или представителем производителя, имеющим соответствующие полномочия (например, сервисным центром). В результате проверки составляется акт или заключение – этот документ представляется покупателю.

В случае, если покупатель с таким заключением не согласен, продавец должен направить товар на экспертизу. Экспертизу проводит эксперт – независимый специалист, обладающий достаточным опытом и знаниями в определенной области. По итогам экспертизы составляется экспертное заключение.

Покупатель вправе присутствовать при проведении экспертизы, а при несогласии с ее результатами может оспорить их в судебном порядке и обратиться в независимую экспертную организацию для повторной проверки качества товара.

Если в ходе независимой экспертизы будет установлено, что к существенным недостаткам товара относятся повреждения, к возникновению которых ни продавец, ни изготовитель отношения не имеют, оплатить услуги эксперта покупателю придется самостоятельно (п. 5 ст. 18 Закона № 2300-1).

Статья по теме: Возврат без чека – закон о правах потребителя Можно ли вернуть товар без чека? Если купленный товар по каким-либо причинам не подошел, либо оказался некачественным, покупатель может вернуть его продавцу и получить обратно уплаченные за него деньги. Бытует мнение, что вернуть товар без кассового чека невозможно, но это не так. Что говорит про возврат товара без чека закон, рассмотрим далее. Подробнее
Специализация: Гражданское, земельное, трудовое, уголовное право

Имеет более 15 лет юридического стажа в крупных холдингах Юга России.
Обладает опытом в области договорной и претензионной работы, мирного разрешения споров, судебного взыскания долгов и оспаривания прав на имущество.

Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: Защита прав потребителей