Ретробонус в бухгалтерском учете

03.08.2022
0
Практически все крупные производители и оптовые фирмы продают свою продукцию (товары) через сеть представителей. Для того, чтобы мотивировать их к повышению качества работы, используются различные методы. Одним из наиболее распространенных является ретробонус – выплата, которую получают дистрибьюторы при выполнении определенных показателей. Рассмотрим, какими бывают виды этих вознаграждений и как их следует отражать в учете.

Понятие и условия выплаты ретробонусов

Ретробонус – это вознаграждение, которое производитель или оптовик использует для стимулирования работы своей дилерской сети. Частица «ретро» говорит о том, что бонус выплачивается после отгрузки партии товара. Также его начисление может при определенных условиях «задним числом» изменять финансовые показатели истекших периодов. Хотя лучше так не делать… Почему – рассмотрим в следующем разделе.

Данный вид вознаграждения выплачивается в следующих случаях:

  1. Выполнение плана продаж. План может определяться в суммовом выражении или в единицах реализованной продукции (товара). Это наиболее распространенный вариант выплаты. В его помощью можно стимулировать рост объемов продаж в целом, или по отдельным товарным группам.
  2. Соблюдение условий договора, главным образом – финансовых, т.е. своевременность оплаты. Но могут учитываться и другие показатели, например оперативность вывоза товара и его распределения по розничной сети.
  3.  Развитие сети. Иногда ретробонусы выплачиваются за увеличение числа розничных торговых точек, с которыми работает дистрибьютор.

Виды ретробонусов

Вознаграждения выплачиваются в следующих основных формах:

  1. Денежная премия. Обычно определяется в процентах от объема продаж за определенный период. Если речь идет о «неденежных» критериях (соблюдение сроков, развитие сети и т.п.), то может быть предусмотрена фиксированная сумма выплаты за выполнение каждого показателя.
  2.  Ретроскидки – это скидки на приобретение товаров. Они могут предоставляться на определенный объем или на закупки в течение некоторого периода времени.
  3. Бесплатная поставка партии товаров или предоставление сопутствующих услуг (например, доставка).

Бухгалтерский учет ретробонусов

То, как отражается ретробонус в бухгалтерском учете и в налогообложении, главным образом зависит от его отношения к цене поставляемой продукции.

С точки зрения упрощения документооборота целесообразно оформлять бонусы так, чтобы цена по основному договору не изменялась.

Проводки у продавца в этом случае будут следующие:

  • ДТ 44 – КТ 76 – сумма бонуса, предоставленного покупателю.

Далее учет зависит от порядка выплаты бонуса:

  • ДТ 76 – КТ 51 (50) – если бонус выплачивается денежными средствами.
  • ДТ 76 – КТ 62.1 – бонус зачтен в счет оплаты текущей задолженности за поставленную продукцию.
  • ДТ 76 – КТ62.2 – бонус учтен в качестве аванса в счет предстоящих поставок товаров.
  • ДТ 76.АВ – КТ 68.2 – начислен НДС с полученного аванса (только для последнего варианта).

Как поставщику учесть предоставленные бонусы и премии при расчете НДС, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе КонсультантПлюс, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Для покупателя бонус будет являться прочим доходом:

  • ДТ 76 – КТ 91.1 – начислен бонус.
  • ДТ 51 (50) – КТ 76 – бонус получен в денежной форме.
  • ДТ 60 – КТ 76 – бонус зачтен в счет текущих расчетов по закупкам продукции.

Если же ретробонус влияет на цену ранее проданных товаров, то продавец должен будет выставить корректирующие документы (в т.ч. счета фактуры) и внести изменения в налоговый учет.

Покупатель в этом случае будет вынужден восстановить часть принятого к вычету НДС и также внести корректировки в учет по налогу на прибыль.

 Если в договоре ничего не сказано об изменении цены поставки из-за ретробонуса, то «по умолчанию» считается, что цена остается неизменной. Но для надежности лучше условие неизменности цены прямо отразить в документе. Образец договора на ретробонус можно скачать ниже.

Вывод

Ретробонусы в торговле – это денежные вознаграждения или скидки, которые получают участники дилерской сети за выполнение определенных показателей. Наиболее простым с точки зрения организации учета является вариант начисления бонуса, при котором цена ранее проданных товаров не изменяется. 

Специализация: все виды систем налогообложения, бухотчетность, МСФО

Эксперт в сфере права, бухучета, финансов и налогообложения. Общий стаж профессиональной деятельности с 2007 года. За это время успешно работала на должностях налогового консультанта, заместителя главного бухгалтера, главного бухгалтера, финансового директора. Автор множества публикаций по практическому применению бухгалтерского, налогового и трудового законодательства для различных профессиональных электронных СМИ. С отличием окончила факультет управления и психологии Кубанского государственного университета и Адыгейский государственный университет по специальности «Бухгалтерский учет и аудит».

Вы — юрист или бухгалтер?
Можете разместить интересную статью под своим авторством на нашем сайте!
Укажем вас в качестве автора и добавим в пул экспертов сайта
Пишите на почту: zabota@spmag.ru
Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: Бухгалтерский учет
Оставить комментарий