Понятие и условия выплаты ретробонусов
Ретробонус – это вознаграждение, которое производитель или оптовик использует для стимулирования работы своей дилерской сети. Частица «ретро» говорит о том, что бонус выплачивается после отгрузки партии товара. Также его начисление может при определенных условиях «задним числом» изменять финансовые показатели истекших периодов. Хотя лучше так не делать… Почему – рассмотрим в следующем разделе.
Данный вид вознаграждения выплачивается в следующих случаях:
- Выполнение плана продаж. План может определяться в суммовом выражении или в единицах реализованной продукции (товара). Это наиболее распространенный вариант выплаты. В его помощью можно стимулировать рост объемов продаж в целом, или по отдельным товарным группам.
- Соблюдение условий договора, главным образом – финансовых, т.е. своевременность оплаты. Но могут учитываться и другие показатели, например оперативность вывоза товара и его распределения по розничной сети.
- Развитие сети. Иногда ретробонусы выплачиваются за увеличение числа розничных торговых точек, с которыми работает дистрибьютор.
Виды ретробонусов
Вознаграждения выплачиваются в следующих основных формах:
- Денежная премия. Обычно определяется в процентах от объема продаж за определенный период. Если речь идет о «неденежных» критериях (соблюдение сроков, развитие сети и т.п.), то может быть предусмотрена фиксированная сумма выплаты за выполнение каждого показателя.
- Ретроскидки – это скидки на приобретение товаров. Они могут предоставляться на определенный объем или на закупки в течение некоторого периода времени.
- Бесплатная поставка партии товаров или предоставление сопутствующих услуг (например, доставка).
Бухгалтерский учет ретробонусов
То, как отражается ретробонус в бухгалтерском учете и в налогообложении, главным образом зависит от его отношения к цене поставляемой продукции.
С точки зрения упрощения документооборота целесообразно оформлять бонусы так, чтобы цена по основному договору не изменялась.
Проводки у продавца в этом случае будут следующие:
- ДТ 44 – КТ 76 – сумма бонуса, предоставленного покупателю.
Далее учет зависит от порядка выплаты бонуса:
- ДТ 76 – КТ 51 (50) – если бонус выплачивается денежными средствами.
- ДТ 76 – КТ 62.1 – бонус зачтен в счет оплаты текущей задолженности за поставленную продукцию.
- ДТ 76 – КТ62.2 – бонус учтен в качестве аванса в счет предстоящих поставок товаров.
- ДТ 76.АВ – КТ 68.2 – начислен НДС с полученного аванса (только для последнего варианта).
Как поставщику учесть предоставленные бонусы и премии при расчете НДС, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе КонсультантПлюс, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Для покупателя бонус будет являться прочим доходом:
- ДТ 76 – КТ 91.1 – начислен бонус.
- ДТ 51 (50) – КТ 76 – бонус получен в денежной форме.
- ДТ 60 – КТ 76 – бонус зачтен в счет текущих расчетов по закупкам продукции.
Если же ретробонус влияет на цену ранее проданных товаров, то продавец должен будет выставить корректирующие документы (в т.ч. счета фактуры) и внести изменения в налоговый учет.
Покупатель в этом случае будет вынужден восстановить часть принятого к вычету НДС и также внести корректировки в учет по налогу на прибыль.
Если в договоре ничего не сказано об изменении цены поставки из-за ретробонуса, то «по умолчанию» считается, что цена остается неизменной. Но для надежности лучше условие неизменности цены прямо отразить в документе. Образец договора на ретробонус можно скачать ниже.
Вывод
Ретробонусы в торговле – это денежные вознаграждения или скидки, которые получают участники дилерской сети за выполнение определенных показателей. Наиболее простым с точки зрения организации учета является вариант начисления бонуса, при котором цена ранее проданных товаров не изменяется.