Акт инвентаризации основных средств ИНВ-1

16.11.2023
0
Команда СП
В соответствии со ст. 11 закона РФ "О бухучете" от 06.12.2011 № 402-ФЗ, все активы и финансовые обязательства предприятия подлежат обязательной инвентаризации. Это же требование относится и к основным средствам: зданиям, оборудованию и др. Результаты инвентаризации необходимо оформлять в письменном виде. Для этих целей используется акт инвентаризации ОС. Данную форму можно заполнить на самостоятельно разработанном бланке либо на бланке ИНВ-1, утвержденном Госкомстатом.
Бланк ИНВ-1
Проверено экспертом

Акт инвентаризации ОС — что это за документ ?

Акт инвентаризации основных средств (образец вы найдете ниже) предназначен для контроля за фактическим наличием активов на предприятии. За его заполнение отвечают члены инвентаризационной комиссии. Данный документ подтверждает факт проведения проверки и достоверность ее результатов

Акт составляется по форме № ИНВ-1. Ее полное название: «Инвентаризационная опись основных средств». Также, организация вправе использовать самостоятельно разработанный бланк инвентаризационной описи. Однако, такой документ должен соответствовать требованиям к первичке, перечисленным в ст. 9 закона РФ "О бухучете" от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Акт инветаризации ОС составляется в двух экземплярах. В нем не должно быть помарок и подчисток.

Если при заполнении документа были допущены ошибки, то их исправление оговаривается и подписывается инвентаризационной комиссией и материально ответственным лицом.

Исправление ошибок осуществляется путем зачеркивания неправильных записей и указания над зачеркнутыми правильных. Если расхождения между фактическими и учетными данными не были обнаружены, то в акте инвентаризации ОС проставляется отметка об их отсутствии.

Акт инвентаризации обязаны подписать члены и председатель инвентаризационной комиссии, и материально ответственное лицо. Документ можно заполнить вручную или на компьютере. Если при инвентаризации ОС были выявлены отклонения от учетных данных (излишки, недостачи ОС), то к акту инвентаризации необходимо приложить сличительную ведомость.

Если при инвентаризации ОС были выявлены расхождения, то материально ответственные лица обязаны предоставить объяснительные записки. Их также прикладывают к акту. Скачать акт инвентаризации основных средств (бланк) можно здесь.

По итогам инвентаризации ОС обязательно оформляются приказ об утверждении ее результатов. Также, может быть оформлена ведомость ИНВ-26 (если были выявлены излишки, недостача ОС).

Как заполнить акт по форме ИНВ-1

При заполнении акта инвентаризации ОС указываются:

  • сверху документа — наименование организации, номер структурного подразделения и наименование документа, являющегося основанием для проведения инвентаризации (например, приказа);

  • справа в верхнем углу формы — код ОКПО (можно узнать по ИНН организации здесь), код вида деятельности, номер и дату составления акта, дату начала инвентаризации и ее окончания;

  • номер акта и дату его составления.

  • наименование ОС и на каких правах организация ими обладает (например, "в собственности организации", "на ответственном хранении (в аренде)");

  • место нахождения ОС (например, цех) — если ОС взяты в аренду, то в акте указывают название фирмы-арендодателя.

Следующий раздел формы акта называется «Расписка». Здесь материально ответственное лицо обязано поставить свою подпись с расшифровкой. Этим данный работник подтверждает тот факт, что к началу проверки поступившие ОС оприходованы, выбившие — списаны в расход, а расходная и приходная документация на ОС сдана в бухгалтерию.

Ниже расположена таблица, в которую ответственному лицу нужно внести:

  • наименование ОС;

  • наименование и реквизиты документа, подтверждающего принятие ОС на ответственное хранение (в аренду);

  • год выпуска, приобретения или постройки ОС;

  • инвентарный и заводской номер ОС, номер паспорта (документа о регистрации);

  • фактическое наличие ОС (количество и стоимость);

  • количество ОС по данным бухучета.

Под таблицей необходимо прописать общее количество ОС и их общую стоимость. Бланк акта инвентаризации подписывает председатель и члены комиссии, проводившей проверку. Также, его должен подписать бухгалтер.

Читайте также: Инвентаризация ОС: проводки

Ошибки, которые допускаются при заполнении акта

При оформлении акта инвентаризации ОС чаще допускаются следующие ошибки:

  1. Акт сформирован только в одном экземпляре — их должно быть не менее двух.
  2. Не подведены итоги на каждой странице.
  3. В документе есть незаполненные строки — в них надо ставить прочерки.
  4. Отсутствуют подписи одного или нескольких членов комиссии, материально ответственных лиц, бухгалтера.

Особенности формирования инвентаризационной комиссии

Руководитель фирмы должен издать приказ о проведении инвентаризации ОС. В этом же документе следует перечислить членов инвентаризационной комиссии. В ее состав можно включить бухгалтера, мастера участка, инженера, техника и иных специалистов, а также, представителей администрации.

Инвентаризацию обязаны проводить все члены комиссии в полном составе. Если хотя бы один из них будет отсутствовать в это время, то результаты указанной проверки будут считаться недействительными.

Кроме того, проверка фактического наличия ОС должна проводиться в присутствии материально ответственного лица. Ведь в ходе мероприятия могут потребоваться его объяснения.

Образец акта инвентаризации основных средств

Образец заполнения инвентаризационной описи основных средств по форме ИНВ-1 подготовили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите к образцу.

Итоги

Результаты инвентаризации оформляют в письменном виде. Для этих целей применяется акт инвентаризации ОС. Указанная форма заполняется на самостоятельно разработанном организацией бланке или на бланке ИНВ-1. Образец заполнения и форма бланка акта инвентаризации ОС приведены выше в статье.

Бланк ИНВ-1
Проверено экспертом
Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: Первичные документы
Оставить комментарий