Набиуллина подчеркнула, что ЦБ продолжит принимать меры, направленные на повышение устойчивости финсектора. И они будут независимы от ключевой ставки. Банковские организации поэтапно переходят к более разумному применению ликвидности и капитала.
Как отметила глава ЦБ, первый раз за длительный период скорость роста корпоративного кредитного портфеля уменьшилась, а розничный портфель уже 2 месяца почти не растет. Разность банковских кредитных и ключевой ставок для крупных предприятий достигла 5-6 п.п., а раньше была 2-3 п.п. Активный рост кредитования, предшествовавший сегодняшней стагнации, не сопровождался таким же быстрым наращиванием банковского капитала и высоколиквидных активов.
Мероприятия в рамках банковского регулирования не предназначаются для решения задач ДКП. Для этого есть ключевая ставка. Но ЦБ принимает в расчет последствия изменчивого банковского регулирования, включая их влияние на динамичность кредитования, когда решается вопрос по ключевой ставке.
Сейчас темпы роста кредитования зависят от банковских возможностей по наращиванию капитала. ЦБ спрогнозировал на 2025 г. более низкую скорость роста кредитов и более консервативный подход банков к оценке рисков заемщиков.
***
Сегодня при высоких ставках Центробанка, финансовые организации подняли ставки кредитования. При этом спреды к ключевой ставке достигли 5-6%, а для частных лиц – 9-10% и более. Конечно, обвинять банки в желании получить солидную прибыль не стоит, тем более, и ставки по депозитам они значительно нарастили. Однако при таком кредитовании существенно растет вероятность невозврата заемных средств и риски для всего финансового сектора.
Новые требования банковского регулирования должны сбалансировать рост кредитного портфеля банков с увеличением их капиталов и ликвидности. Скорее всего, это приведет к снижению темпов кредитования (кстати, это уже наблюдается) и более тщательной оценке финансовыми организациями возможностей и рисков заемщиков.