Минфин России в письме от 24.02.2021 № 03-03-06/1/12530 указывает, что по общему правилу денежные средства в виде субсидий из бюджета, получаемые налогоплательщиком на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг), не включаются в базу по НДС, поскольку данные денежные средства не связаны с оплатой реализуемых налогоплательщиком товаров (работ, услуг).
Однако, применение данного правила имеет нюансы. Ведомство пишет, что если налогоплательщик приобретает товары (работы, услуги) за счет бюджетной субсидии, то суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, вычету не подлежат (п. 2.1 ст. 170 НК РФ). А если налогоплательщик получил субсидию на возмещение ранее понесенных затрат на приобретение товаров (работ, услуг), то суммы НДС, ранее принятые к вычету по таким товарам (работам, услугам) следует восстановить (подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ).
При этом, отмечает Минфин, если документами о предоставлении субсидий на возмещение затрат по покупке товаров (работ, услуг) предусмотрено финансирование затрат на оплату товаров (работ, услуг) без включения в состав таких затрат предъявленных сумм НДС, то налогоплательщики имеют право принимать к вычету (не восстанавливать) суммы НДС по товарам (работам, услугами), которые приобретены за счет бюджетных субсидий, что получены начиная с 1 января 2019 года.
Если субсидии получены налогоплательщиком не на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг), а в качестве оплаты реализуемых данным налогоплательщиком товаров (работ, услуг), подлежащих обложению НДС, то налог в отношении таких субсидий, пишет ведомство, исчисляется в общеустановленном порядке. Суммы НДС от поставщиков товаров (работ, услуг), использованных налогоплательщиков для производства или реализации налогооблагаемых товаров (работ, услуг), что были оплачены за счет данных субсидий, принимаются к вычету в порядке, установленном ст. 172 НК РФ.
Также в письме указывается, что бюджетные субсидии, полученные коммерческими организациями, включаются в состав внереализационных доходов при расчете налога на прибыль по мере осуществления и признания расходов, в целях осуществления которых субсидии выдаются (п. 4.1 ст. 271 НК РФ). Либо единовременно, если к моменту получения субсидий указанные расходы произведены и признаны в налоговом учете (вследствие чего дополнительного налогообложения получаемых субсидий не возникает).
Особыми правилами, как следует из письма, регулируется налогообложение грантов. Если речь идет о грантах, отнесенных к средствам целевого финансирования (не облагаемых налогом на прибыль на основании подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ), то важно, чтобы соответствующая выплата удовлетворяла следующим условиям:
- грант предоставлен на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление программ в области образования, искусства, культуры, науки, физкультуры и спорта (любительского), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, социального обслуживания граждан;
- грант предоставлен на условиях грантодателя, с обязательным предоставлением отчета о целевом использовании выплаты.
На налогоплательщика, отмечает Минфин, получившего средства целевого финансирования, облагается обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в качестве целевого финансирования. Если такой учет вестись не будет, пишет ведомство, то суммы грантов будут рассматриваться как подлежащие налогообложению с даты их получения.