Должностная инструкция бухгалтера бюджетного учреждения

05.06.2024
0
Команда СП
Должностная инструкция бухгалтера бюджетного учреждения – важный внутренний документ предприятия, основная цель которого – определение должностных обязанностей сотрудника. Как составлять этот акт? Какие моменты в нем необходимо прописать? Существует ли единая унифицированная форма документа? Об этом и многом другом читайте ниже.
Должностная инструкция бухгалтера бюджетного учреждения
Проверено экспертом

Должностная инструкция – определение и значение

Должностная инструкция – это документ, в котором детально прописаны обязанности сотрудника, занимающего определенную должность, а также его права, полномочия и ответственность.

Бланк по теме: Приказ об утверждении должностных инструкций Посмотреть Скачать

Единой унифицированной формы для должностной инструкции нет, документ является внутренним и составляется в виде, удобном для конкретного субъекта хозяйствования. Обычно документ оформляется на фирменном бланке, где уже присутствуют все необходимые реквизиты компании.

Как правило, составлением должностных инструкций в бюджетных организациях занимаются руководители соответствующих подразделений, юристы либо кадровики – сотрудники, на которых возложит такую обязанность директор.

Инструкция обязательно согласовывается с руководителем учреждения. Впоследствии работник, занимающий определенную должность, под подпись знакомится с текстом документа.

Как подтвердить ознакомление работника с локальными нормативными актами при приеме на работу, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Цель должностной инструкции

Основная цель составления должностной инструкции бухгалтера бюджетного учреждения – определение должностных обязанностей того или иного сотрудника. Почему это так важно?

Работник, ознакомившись с должностной инструкцией, четко понимает круг своих прав и обязанностей и осознает ответственность. Такой сотрудник, например, вправе отказаться от исполнения трудовых функций, не являющихся его прямыми должностными обязанностями, либо потребовать за это дополнительную плату. Таким образом, инструкция – это своего рода защита прав для трудящегося.

Работодателю же должностные инструкции помогают эффективнее производить разделение труда между сотрудниками. Кроме того, этот документ значительно упрощает следующие моменты:

  • признание работника не соответствующим занимаемой должности;
  • привлечение сотрудников к ответственности за ненадлежащее исполнение трудовых функций, в том числе и к возмещению нанесенного ущерба;
  • признание соискателя на должность не прошедшим испытательный срок.

Поэтому, хотя законодательно и не закреплена обязанность составления должностной инструкции бухгалтера бюджетного учреждения, на практике данный документ все же оформляется ввиду его значимости.

Содержание и структура должностной инструкции

Первая рекомендация при составлении должностной инструкции для бухгалтера бюджетного учреждения – как можно более подробное описание обязанностей и трудовых функций сотрудника. Это позволит в дальнейшем избежать спорных ситуаций.

Итак, какие же моменты необходимо осветить в инструкции? Как правило, этот документ включает несколько разделов:

  • общие положения – здесь подробно расписываются требования к образованию и опыту бухгалтера бюджетного учреждения, указывается место сотрудника в иерархии организации, перечисляются нормативные акты, которыми должен руководствоваться бухгалтер в процессе своей деятельности;
  • требования к занимающему должность – подробное описание того, что должен знать и уметь сотрудник;
  • обязанности – это все то, что обязан делать бухгалтер бюджетного учреждения в рамках своих полномочий; перечень трудовых функций различается в зависимости от того, каким участком бухгалтерского учета занимается работник;
  • права сотрудника – в данном разделе прописываются права бухгалтера, позволяющие ему полноценно осуществлять свои трудовые функции, - право на получение необходимой информации, право на разработку предложений по совершенствованию учетных процедур и т. д.;
  • ответственность – здесь перечисляются моменты, за которые бухгалтер бюджетного учреждения может понести ответственность, - разглашение конфиденциальной информации, недобросовестное исполнение трудовых обязанностей, совершение действий, приведших к возникновению ущерба и т. д.

Раздел, в котором перечисляются требования к бухгалтеру, рекомендуется составлять при использовании двух документов:

  • Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37;
  • профессиональный стандарт «Бухгалтер», утвержденный приказом Минтрудсоцзащиты России от 21.02.2019 № 103н.

Для бюджетных организаций в числе требований к бухгалтеру в том числе указывается и знание ведомственных и отраслевых законодательных актов, регламентирующих работу данного учреждения.

Образец инструкции для бухгалтера ДОУ поможет лучше понять, как оформлять такой документ.

Для бухгалтеров, ответственных за различные участки бухгалтерского учета, составляются индивидуальные инструкции, различные по содержанию. Это связано с тем, что в бухгалтерии, как правило, имеет место разделение трудовых функций. У бухгалтера по учету ТМЦ одни обязанности, у бухгалтера-расчетчика – совсем другие. Соответственно, к этим двум сотрудникам и требования предъявляются разные.

Итак, должностная инструкция бухгалтера бюджетного учреждения – это документ, в котором подробно расписываются трудовые функции сотрудника, требования к его должности, а также права и обязанности работника. Законодательно необходимость составления этого документа не закреплена, но на практике его обычно оформляют ввиду значимости как для работодателя, так и для сотрудника.

Должностная инструкция бухгалтера бюджетного учреждения
Проверено экспертом
Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: Бухгалтерский учет
Оставить комментарий