Заменяет ли УПД акт выполненных работ

11.10.2017
0

Разработанный и предложенный ФНС универсальный передаточный документ (УПД) представляет собой своеобразный симбиоз счета-фактуры с учетной первичной формой. По предположениям налоговиков его применение должно существенно сократить документооборот предприятия в части оформления сделок по поставкам ТМЦ, оказанию различных услуг и другим операциям. Это осуществимо, поскольку документ сочетает в себе все элементы, присущие формам налогового и бухгалтерского учета, а, значит, способен заменять сразу два документа, которыми обычно оформляется любая хозяйственная операция, производимая фирмой. Узнаем, заменяет ли УПД акт выполненных работ и как это можно осуществить на практике.

Особенности УПД и его применения

Сразу скажем, что созданный налоговиками документ, соединяя все необходимые признаки первичного и расчетного документа, подходит для замены собой, как одного акта выполненных работ (АВР) в отдельности, так и акта вместе с соответствующим счетом-фактурой (СФ). Просто следует принять во внимание некоторые существенные моменты, о которых поговорим далее.

Форма УПД, подготовленная и утвержденная в ФНС 21.10.2013 письмом №ММВ-20-3/96@ – это документ рекомендованный, но не обязывающий организации к тотальному применению. Фирмы и бизнесмены могут по-прежнему составлять АВР и СФ, но могут и перейти на оформление единого документа, призванного уменьшить существующий сегодня весьма громоздкий документооборот.

Принятие решения в части применения УПД в компании следует отразить соответствующим распоряжением руководителя. Необходимо также закрепить этот факт в учетной политике, поскольку документ отвечает требованиям, предъявляемым к первичной документации.

Компаниям разрешено изменять форму документа, дополняя необходимыми элементами в силу специфических особенностей деятельности или же упразднять ненужные строки, однако часть, отведенная под счет-фактуру, не должна подвергаться изменениям. Надо помнить и о перечне реквизитов первичной формы, которые делают ее действительной, т. е. убирать строки, несущие подобную информацию, из документа нельзя.

УПД вместо акта выполненных работ

Использование УПД фирме придется согласовать с партнерами. Зачастую в соглашениях оговариваются формы, которые будут составляться в качестве подтверждения приемки ТМЦ/услуг и расчетов с поставщиками и заказчиками. Если договором предусмотрены счета-фактуры и акты, то, для того, чтобы применить универсальный передаточный документ вместо акта выполненных работ, необходимо будет оформить допсоглашение, закрепляющее изменения.

Предприятие может оформить УПД вместо акта выполненных работ в 2-х случаях:

  1. Вместо АВР и СФ;
  2. Исключительно, как замена АВР.

В первой вариации достаточно заполнить единый передаточный документ, одновременно заменяющий акт и счет-фактуру. Важно заполнить его, руководствуясь рекомендациями, продиктованными в том же письме ФНС, которым утверждена форма.

Используемый в таком качестве УПД имеет статус «1», который обязательно проставляется в имеющемся поле. Поскольку в этом случае УПД совмещает АВР и СФ, заполняются все строки и графы, требующиеся для признания документа и первичным, и расчетным. К тому же, грамотно составленный передаточный документ впоследствии может быть применен для получения вычета по НДС.

Во второй вариации универсальный передаточный документ заменяет акт выполненных работ, но СФ выписывается отдельно. УПД, используемый в качестве первичного документа, имеет информационный статус «2», который также указывается.

Для признания такого документа первичным необходимо, чтобы в нем были заполнены все обязательные для первичных форм реквизиты, в т. ч. и отдельные строки части документа, отведенной под СФ. Полностью заполнять этот сегмент документа нет необходимости, поскольку к УПД будет прилагаться составленная отдельно счет-фактура.

Отметим, что использование этого варианта чаще встречается при переходе компании к применению УПД как единого документа, и длится этот период недолго, поскольку эффективность составления и использования одного документа вместо двух очевидна. 

Специализация: все виды систем налогообложения, бухотчетность, МСФО

Эксперт в сфере права, бухучета, финансов и налогообложения. Общий стаж профессиональной деятельности с 2007 года. За это время успешно работала на должностях налогового консультанта, заместителя главного бухгалтера, главного бухгалтера, финансового директора. Автор множества публикаций по практическому применению бухгалтерского, налогового и трудового законодательства для различных профессиональных электронных СМИ. С отличием окончила факультет управления и психологии Кубанского государственного университета и Адыгейский государственный университет по специальности «Бухгалтерский учет и аудит».

Вы — юрист или бухгалтер?
Можете разместить интересную статью под своим авторством на нашем сайте!
Укажем вас в качестве автора и добавим в пул экспертов сайта
Пишите на почту: zabota@spmag.ru
Оставить комментарий