Ввод в эксплуатацию основных средств

21.02.2019
0
Команда СП

Постановка имущественных активов на баланс происходит в несколько этапов. Вначале компания, приобретая активы, принимает их к учету, затем вводит в эксплуатацию путем оформления соответствующих документов. Таковыми являются: акт ввода в эксплуатацию основных средств и приказ руководства о вводе в эксплуатацию.

Ввод в эксплуатацию объектов основных средств

Не всякое имущество может быть учтено в качестве основных фондов. Для этого требуется выполнение нижеследующих условий в соответствии ПБУ 6/01 и статьи 256 Налогового Кодекса РФ:

  • продолжительный срок использования актива — более 1 года;

  • возможность приносить доход в управленческой и торгово-производственной деятельности, в том числе от сдачи в аренду;

  • имущество приобретено не для последующей перепродажи;

  • стоимость актива для целей бухгалтерского учета более 40 тыс. руб, для налогового — свыше 100 тыс. руб.

Если стоимость актива варьируется в диапазоне: 40-100 тыс. рублей, в бухгалтерском учете он считается основным средством и амортизируется, в налоговом должен быть списан на расходы единовременно. При этом неважно каким образом компания получила имущество: приобрела за плату, построила или создала самостоятельно, получила от участника в виде вклада в уставный капитал или в результате оформления гражданских сделок путем взаимозачета обязательств.

Компания получает имущественные фонды в собственность на основании договоров купли-продажи, первичных накладных, актов приема-передачи различного формата. Другими сопутствующими документами являются технические паспорта, из которых можно узнать срок использования и другие важные характеристики объекта. Получение основных фондов на склад оформляется операцией по дебету счета 08, там же собираются дополнительные расходы по доведению имущества до пригодного к применению состояния.

Следующий этап — ввод в эксплуатацию основных средств.

Как оформить ввод в эксплуатацию объектов основных средств

На этапе ввода в эксплуатацию принимают во внимание 2 важных фактора: первоначальную стоимость имущественного актива и дату начала его использования.

Первоначальная стоимость объекта определяется исходя из способа поступления его в организацию:

  • безвозмездно полученные ценности приходуются в рыночной оценке;

  • созданные в компании — по стоимости всех затрат на изготовление и сооружение;

  • внесенные в виде вклада — по денежной стоимости, определенной по решению собственников.

Зарегистрированная документами дата ввода в эксплуатацию основных средств подтверждает, что имущество используется в финансово-хозяйственной деятельности компании, а не лежит на складе. Срок ввода в эксплуатацию основного средства с момента оприходования на склад законодательством не ограничен: этот вопрос каждая компания решает самостоятельно.

Для принятия активов к бухгалтерскому учету достаточно составить «Акт приема-передачи основных средств» по форме № ОС-1, и в дальнейшем уже начислять амортизацию в бухгалтерском учете.

Акт ввода в эксплуатацию основных средств – образец бланка типовой унифицированной формы ОС-1 утвержден постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7, скачать его можно здесь. При вводе в эксплуатацию основных фондов могут применяться и другие типовые документы:

  • ОС-1а – для недвижимости (производственных помещений, офисных зданий, сооружений разнообразного формата и т.п.);

  • ОС-1Б – для ввода нескольких активов одновременно.

Вместо унифицированных форм фирма может самостоятельно разработать и применять бланк акта с обязательными для первичных документов реквизитами, указанными в ст. 9 закона о бухучете № 402-ФЗ от 06.12.2011. В акте также необходимо отразить: основные характеристики актива, его первоначальную стоимость, дату постановки на учет и ответственных за сохранность лиц. Форма акта (унифицированная или собственная) закрепляется учетной политикой компании.

Ввод в эксплуатацию основных средств — образец формы ОС-1:

Помимо акта ввода также оформляется специальная карточка ф. ОС-6 для целей складского учета.

Для чего необходим приказ о вводе основных средств в эксплуатацию

Для учета поступивших активов в налоговом учете и отражения амортизационных сумм в расходах одной лишь формы ОС-1 недостаточно. Требуется оформить точный момент ввода в эксплуатацию основных средств. Но непосредственно в самом акте ОС-1 строки с подобной формулировкой не предусмотрено, в ней присутствует лишь поле с датой принятия поступившего актива к бухучету. Существует два варианта отражения этого момента:

1. Вписать дату ввода в эксплуатацию на лицевой стороне акта отдельной строкой.

2. Составить приказ о вводе объекта в эксплуатацию.

Оформление приказа поможет также подтвердить цель использования актива, что он приобретен не в качестве товара для перепродажи. Особенно актуально будет составление приказа для компаний, заявляющих НДС по закупленным фондам к вычету. Составление такого приказа будет дополнительным подтверждением использования актива в деятельности, облагаемой НДС.

Приказ ввода в эксплуатацию основных средств: образец

Оставить комментарий