Где написано, что перевозчик может удерживать груз
И ГК РФ, и транспортные уставы, кодексы предусматривают право перевозчика на удержание груза, если ему не оплатили перевозку:
- Ч. 4 ст. 790 ГК РФ;
- ч. 2 ст. 160 Кодекса торгового мореплавания РФ (регулирует перевозки морскими судами, а также судами внутреннего водного плавания, смешанного (река - море) плавания во время их плавания по морским путям, по внутренним водным путям с заходом в иностранный морской порт, во время спасательной операции и при столкновении с морским судном;
- Ч. 8 ст. 79 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, КТМ ( регулирует перевозки на внутренних водных путях России (перечень внутренних водных путей РФ можно найти на сайте Федерального агентства морского и речного транспорта);
- Ст.35 и 90 Устава железнодорожного транспорта РФ (предусматривает право удерживать до оплаты перевозки не только грузы, но и багаж при пассажирской перевозке).
Только Устав автомобильного городского и наземного электрического транспорта не содержит особых правил об удержании грузов, однако при перевозках автотранспортом все равно можно применять общую норму ч. 4 ст. 790 ГК РФ.
Важно! Право на удержание груза в разных транспортных кодексах имеет особенности. Например, весьма ограничивает право перевозчика на удержание ч. 2 ст. 160 КТМ. Ознакомиться с ее содержанием вы можете в системе КонсультантПлюс (бесплатный доступ в пробную версию системы на 2 дня подключается по ссылке)
Виды договора перевозки
Помимо перевозки грузов глава 40 ГК РФ устанавливает следующие разновидности договоров перевозки:
- Фрахтование. По данному договору одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой (фрахтователю) за плату полностью или частично вместимость одного или нескольких транспортных средств для перевозки грузом, пассажиров или багажа.
- Прямое смешанное сообщение. Предусматривает перевозку грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по одному документу.
- Перевозка пассажира. По данному договору перевозчик обязуется перевезти пассажира и при необходимости его багаж в пункт назначения, а пассажир уплатить плату за проезд.
По всем договорам, которые подразумевают перевозку грузов, багажа или пассажиров возможно удержание перевозчиком грузов или багажа. То есть оно допускается не только непосредственно по договору перевозки грузов, но и в рамках фрахтования.
Когда возможно удержание груза
Согласно ч. 1 ст. 790 ГК РФ за перевозку взимается провозная плата, размер которой устанавливается соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или положениями договора. Если вторая сторона договора не уплачивает эту плату перевозчику, согласно ч. 4 ст. 790 ГК РФ он имеет право удержать переданные ему для перевозки грузы или багаж в счет причитающейся ему оплаты.
Итак, имеет право удержать груз перевозчик тогда, когда ему не оплатили перевозку. Другую задолженность (например, за погрузо-выгрузочные работы или упаковку) нельзя обеспечивать удержанием груза.
Такой порядок осуществляется на основе принципа, предусмотренного ст.ст. 359-360 ГК РФ. Согласно их нормам, кредитор, у которого находится вещь, подлежащая передаче должнику или указанному им лицом, имеет право при неисполнении должником обязательств в установленный срок удерживать ее до тех пор, пока такие обязательства не будут исполнены. Если должник не исполняет свои обязательства, то кредитор удовлетворяет их за счет вещи, находящейся у него.
Если говорить простым языком, когда вторая сторона договора не передает провозную плату, возможно удержание груза перевозчиком до выплаты долга по ней. Если задолженность вообще не выплачивается, то перевозимое реализуется в счет задолженности.
Как вернуть вещь, которую удерживает перевозчик
Если происходит удержание груза по ГК РФ, но имущество еще не обращено в собственность перевозчика, получатель может получить его, внеся провозную плату в полном объеме. В ряде ситуаций возможны и другие варианты — например, согласно ст. 160 Кодекса морского мореплавания РФ можно внести другое имущество в качестве обеспечения.
Если плата так и не была внесена, и перевозчик решил компенсировать ее за счет реализации находящейся у него вещи, получить ее обратно будет гораздо сложнее. Ее придется выкупать у лица, которое ее приобрело. Это связано с двумя серьезными проблемами:
- выкуп вещи возможен по более высокой цене, которая значительно больше изначальной провозной платы;
- если лицо, которое приобрело вещь, распорядилось ей на свое усмотрение (например, переделало), выкупить ее вообще не получится.
Чтобы не столкнуться с этими проблемами, лучше вносить провозную плату своевременно и в полном объеме. Если есть риск, что предназначенные для нее средства поступят с задержкой, такие обстоятельства следует предусмотреть в договоре. Это обезопасит вас от ситуации, при которой у перевозчика возникнет право на удержание груза и появится вероятность, что вы с ним навсегда расстанетесь без возможности дальнейшего выкупа.