Туристический налог с 2025 г.: наблюдаем и анализируем, как и где он водится / отменяется
Начиная с 01.01.2025 местные власти могут вводить на своих территориях новый налог - туристический. Вместе с этим им предоставляется право устанавливать свои ставки (включая дифференцированные) и льготы. Порядок установления, исчисления, уплаты данного налога, категория плательщиков, правила подачи декларации - все это регламентирует гл. 33.1 НК.
Налог местный, подлежит перечислению в муниципальные бюджеты по месту нахождения средств размещения (гостиниц, отелей и т. д.). Как было изначально задумано, доходы от него будут направляться на обеспечение, улучшение туристической инфраструктуры. Например, на улучшение гостиничных номеров, закупку медоборудования, благоустройство туристических территорий и т. п.
Вводить либо не вводить туристический налог в Москве - 2025, как и в ином федеральном городе, - это право местных властей, но не обязанность. Те, кто планирует это делать, исходят прежде всего из целесообразности его введения. То есть оценивают ключевые факторы: финансовую нагрузку на бизнес, турпоток (большой, малый), потенциальный размер дохода. При оценке выясняют, сколько будет получать бюджет за счет налога за весь год.
Как рассчитывать и уплачивать туристический налог, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет регистрации в справочно-правовой системе, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Где уже введен налог, а где нет
Как показала практика, вводят его в основном туристические центры с соответствующими ресурсами и инфраструктурой. Хотя и тут есть нюансы, свои исключения. Там, где гостиничная индустрия отсутствует либо только-только появляется, этот вопрос обычно не рассматривают. Ведь тогда начинающий гостиничный бизнес может вообще уйти в минус. Зафиксированы также случаи отмены ранее введенного налога.
Так, например, с 2025 г. туристический налог со ставкой 1 % действует в городе-курорте Сочи (Решение сочинского Городского Собрания № 100 от 31.10.2024) и Краснодаре (Решение городской краснодарской Думы № 80 п. 5 от 17.10.2024). Введен он и в Казани, тоже со ставкой 1 %, Решением Казанской городской Думы № 6-34 от 22.11.2024. При этом в Чистополе он отменен по причине малой предполагаемой суммы дохода (27 тыс. р. за год). Причины его отмены либо невведения на самом деле могут быть и иными.
Туристический налог: что решила Москва
Среди городов федерального значения данный налог ввел только СПб. Туристический налог в Москве и Севастополе пока не действует. Эти города с самого начала отказались его вводить по разным причинам. На текущий момент сведений о том, что Москва собирается его ввести, нет. Поэтому столичный гостиничный бизнес пока не платит туристический налог.
Ввести его в этих городах, согласно гл. 33.1 НК, могут городские законодательные органы, определив при этом ставку в установленных НК пределах. Для этого нужно принять соответствующий местный закон. Посредством такого закона могут, помимо прочего, устанавливаться местные льготы, основания и порядок их применения.
Методическая помощь субъектам РФ по введению турналога от Минэкономразвития
Принятие решения о введении (невведения) туристического налога - самостоятельное решение каждого субъекта РФ. Посему Минэкономразвития дает ряд рекомендаций субъектам РФ по подготовке к введению налога. Полагаем, их содержание будет интересно всем сопричастным лицам:
1. Необходимо предварительно сопоставить, проанализировать ситуацию в каждом муниципальном образовании по определенным параметрам:
- реальная вместимость номерного фонда;
- количество размещенных лиц в гостинцах, мотелях, проч. коллективных местах размещения;
- текущий и будущий (предполагаемый) туристический поток.
2. Принимая нормативно-правовой акт о введении налога на местном уровне, следует исходить из норм абз. 4 п. 1 ст. 5 НК. То есть из обозначенных там правил вступления в силу законодательных налоговых актов. Соответственно, это касается и Закона Москвы о туристическом налоге, который будут принимать, если этот налог будут вводить на территории Москвы.
3. Рекомендовано дифференцировать ставки в зависимости от сезона, категории средства размещения. Так, максимальный размер ставки целесообразно устанавливать и применять в пик туристического сезона для отелей самой высшей категории - 5 звезд. Пониженные ставки, соответственно, оптимально подойдут для отелей 3 звезды и в низкий сезон туризма.
4. Налоговые льготы ведомство рекомендует устанавливать по отношению к новым (улучшенным) условиям размещения. Это гостиницы, хостелы, сюит-отели и иные места размещения, которые начинают эксплуатировать (отреставрированы, улучшены) после 01.01.2025.
5. Отдельно ведомство затрагивает вопрос о физлицах, которым предоставляется временное проживание, но при этом стоимость этих услуг не включается в налоговую базу, а именно:
- ссылаясь на п. 3 ст. 418.4 НК, ведомство напоминает о праве дополнительно устанавливать такие категории физлиц;
- указывает на то, что по результатам мониторинга выявлены наиболее востребованные категории, среди которых значатся многодетные (пока младшему не исполнится 18 лет либо 23 года, если он учится очно), лица с регистрацией в регионе, несовершеннолетние.
Помимо этого, Минэкономразвития обращает внимание на то, что средства размещения должны соответствовать требованиям ст. 418.3 НК. Во-первых, они должны принадлежать налогоплательщику на законном основании. Во-вторых, они должны числиться в специальном реестре, формирование которого предусматривает ФЗ № 132 (послед. ред. от 30.11.2024). Пока средства размещения там нет, считается, что услуги по размещению оказываются с нарушением требований ст. 5.1 ФЗ № 132.
Итоги
Таким образом, ответ на вопрос, есть ли в Москве туристический налог, совершенно однозначный: нет. Этот налог здесь не платят. Между тем его вводят общим порядком¸ предварительно оценивая состояние туристической инфраструктуры. Необходимость, целесообразность его введения, по мнению Минэкономразвития, следует определять субъектам РФ комплексно.