Поставка без договора
Договор поставки — это соглашение, которое широко используют в своей деятельности юридические лица и индивидуальные предприниматели (ст. 506 ГК РФ).
На практике нередко встречаются ситуации, когда поставщик и покупатель вступают в сделку, не подписав письменного соглашения. Однако, отсутствие между сторонами договора в классическом его понимании, то есть в форме единого документа, вовсе не говорит о том, что между сторонами отсутствуют фактические договорные отношения.
Письменная форма договора считается соблюденной в случае составления единого документа, путем обмена документами посредством различных видов связи (п. 2 ст. 434 ГК РФ). Заключить договор можно также в форме оферты (предложения) и акцепта (согласие). Например, в качестве оферты можно рассматривать выставленный продавцом счет, а акцептом будет оплата этого счета покупателем (п. 3 ст. 434 ГК РФ, ст. 438 ГК РФ).
Но следует иметь в виду, что в некоторых случаях отсутствие единого документа может быть расценено судом как разовая сделка купли-продажи. Например, поставка по накладной может квалифицироваться как купля-продажа, а подтверждением соблюдения письменной формы договора будет считаться сам товаросопроводительный документ. Одно из последствий такой квалификации — к сделке не применяются специфические нормы ГК РФ о поставке, а будут использованы только общие правила о купле-продаже (гл. 30 ГК РФ).
Обязательность составления претензии
В какой бы форме ни был заключен договор поставки, стороны обязаны добросовестно выполнять взятые на себя обязательства. Разногласия могут быть решены в досудебном или судебном порядке.
Но в любом варианте решение конфликта следует начинать с предъявления контрагенту претензии, в том числе если это поставка товара без договора.
В этом документе пострадавшая сторона должна описать все обстоятельства нарушения и предложить пути решения проблемы.
Причем в некоторых случаях направление претензии — это необходимое условие для последующего судебного разбирательства. Процессуальная обязательность соблюдения досудебного порядка разрешения спора закреплена в п. 5 ст. 4 АПК РФ (по требованиям о взыскании денежных средств).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Несоблюдение обязательного досудебного порядка урегулирования спора влечет возврат искового заявления, а если заявление принято к производству, то оно подлежит оставлению без рассмотрения.
Вместе с тем есть случаи, когда соблюдение претензионного порядка перед обращением в суд не требуется. Например, требование к поставщику об исполнении обязательства в натуре не нуждается в соблюдении претензионного порядка, хотя и предусмотрено обычаями делового оборота.
В какой форме составить претензию
Претензия составляется в письменной форме. Это поможет подтвердить в суде соблюдение досудебного претензионного порядка в случае, когда такой порядок обязателен (требование о взыскании денежных средств).
Подписать претензию должен руководитель организации или уполномоченное на это лицо. Можно использовать фирменный бланк и удостоверить документ печатью, если она есть в организации.
Скачать образец претензии без договора поставки
Содержание претензии
Если стороны вступили в правоотношения, не подписав договор, то претензия может быть предъявлена только исходя из общих положений законодательства, а не с учетом дополнительных ситуаций, оговоренных в едином документе — договоре.
Специальных требований к содержанию претензии в законодательстве нет. Претензия по договору поставки без договора обычно пишется в свободной форме и включает:
- вводную часть;
- описательную часть (фактические обстоятельства нарушения);
- требования к контрагенту;
- список приложений;
- подпись уполномоченного лица.
Вводная часть
Это «шапка», в которой указывают:
- Название документа («Претензия» или «Требование»).
- Дату и номер документа.
- Адресата. Если контрагент — юрлицо, то следует указать полное наименование, адрес места нахождения, контактный телефон, электронную почту, также можно указать его ОГРН, ИНН. Если контрагент ИП — фамилию, имя и отчество, адрес места жительства, телефон и электронную почту, ОГРНИП, ИНН.
- Заявителя (наименование (Ф.И.О. предпринимателя), ОГРН (ОГРНИП), ИНН, адрес места нахождения (жительства), контактный телефон, электронную почту).
Описательная часть
Содержание этой части зависит от того, какое нарушение было допущено контрагентом. Обычно в ней пишут:
- В чем состоит нарушение со ссылкой на нормы закона.
- Как и когда было обнаружено нарушение. Это поможет доказать, что нарушение обнаружено в срок. Например, неверное количество товара важно обнаружить при приемке и сразу уведомить поставщика (п. 2 ст. 513 ГК РФ).
- Доказательства нарушения. Это могут быть накладные с датами приемки или документы, которые были составлены, чтобы зафиксировать нарушение (акты, заключения).
Требования к контрагенту
В этой части необходимо четко сформулировать требование к контрагенту и подкрепить его ссылкой на соответствующие правовые нормы.
Например:
- при поставке товара, не соответствующего предъявляемым к нему требованиям, необходимо руководствоваться ст. 469–477 ГК РФ;
- если покупатель оплатил товар, а поставщик своевременно его не поставил, то применяются нормы ст. 487 ГК РФ;
- покупатель не произвел оплату в установленные сроки — ст. 486 ГК РФ.
Если требование — возврат денег, то необходимо указать точную сумму. Если этого не сделать, суд может решить, что досудебный порядок сторонами не соблюден. В этом случае исковое заявление возвратят истцу, а если иск был принят к производству, его оставят без рассмотрения (подп. 5 п. 1 ст. 129, подп. 2 п. 1 ст. 148 АПК РФ).
В этом же разделе необходимо установить срок, в который контрагент должен дать ответ на претензию. Если этого не сделать, то иск в суд можно будет подать только по истечении срока, установленного законом. По денежному требованию это 30 календарных дней со дня направления претензии (ч. 5 ст. 4 АПК РФ).
Сколько требований можно предъявлять
В зависимости от нарушения заявитель может предъявить одно или несколько требований, причем как одновременно, так в определенной последовательности.
Так, если поставлен товар с недостатками, то можно заявить одно требование (на выбор) из списка, закрепленного в законе. Например, предложить контрагенту или уменьшить цену товара, или безвозмездно устранить недостатки, или возместить расходы на их устранение (п. 1 ст. 475 ГК РФ).
Можно предъявить несколько требований одновременно. Предположим, покупатель предварительно оплатил товар, а поставщик не доставил его в оговоренный срок. В этом случае покупатель вправе потребовать вернуть деньги и заплатить проценты по ст. 395 ГК РФ (п. 3, п. 4 ст. 487 ГК РФ). Или поставщик передал товар, а покупатель не оплатил его. В таком случае поставщик вправе требовать оплатить товар и выплатить проценты на сумму долга (п. 3 ст. 486 ГК РФ и п. 1 ст. 395 ГК РФ).
В некоторых случаях можно заявить несколько последовательных требований. Например, если поставщик поставил некомплектный товар, то покупатель может потребовать доукомплектовать товар, а при отсутствии такой возможности заменить товар или вернуть деньги (ст. 480 ГК РФ).
Еще больше информации о том, как составить претензию по договору поставки, вы найдете в готовом решении КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить бесплатный пробный доступ на 2 дня.
Какие документы приложить к претензии
К претензии необходимо приложить:
- Копии документов, которые подтверждают нарушение и обосновывают требования: документы об оплате товара, товарные накладные, акты приемки или технические акты, расчет процентов по ст. 395 ГК РФ.
- Копию документа, который подтверждает полномочия лица, подписавшего претензию (выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, протокол об избрании руководителя, доверенность).
Как направить претензию
Правила направления претензии, в случае отсутствия письменного договора, такие же, как и для любого другого юридически значимого сообщения (ст. 165.1 ГК РФ).
Претензию следует направить по адресу, указанному в госреестре — ЕГРЮЛ (для юрлица) или ЕГРИП (для ИП). Если претензию доставят по этому адресу, она будет считаться полученной, даже если контрагент там не находится (п. 3 ст. 54 ГК РФ). Направить требование можно:
- почтой, письмом с объявленной ценностью и описью вложения;
- курьером — в этом случае необходимо получить от контрагента подтверждение получения документа (например, лицо, уполномоченное на прием корреспонденции, может поставить подпись на копии претензии);
- по электронной почте (для этого понадобится наличие зарегистрированной цифровой подписи).
Главное, чтобы можно было достоверно установить, от кого исходит сообщение и кому оно адресовано.
Рекомендуем сохранять все документы, которые подтверждают факт отправки и доставки претензии. Например, почтовую квитанцию, уведомление о вручении, отчет об отслеживании отправления (например, с сайта Почты России), распечатку уведомления о доставке электронного письма. Их нужно будет приложить к иску, чтобы подтвердить соблюдение досудебного претензионного порядка (подп. 7 п. 1 ст. 126 АПК РФ).
Срок предъявления претензии
Если досудебный порядок урегулирования спора обязателен, предъявить претензию необходимо в срок, который установлен законом. В противном случае есть вероятность, что контрагент не рассмотрит претензию и право на судебную защиту будет утрачено.
Например, незамедлительно нужно сообщать о несоответствиях и недостатках, выявленных при приемке товара (п. 2 ст. 513 ГК РФ). Если речь идет о требованиях, связанных с недостатками товара, то их можно предъявить в течение гарантийного срока (ст. 477 ГК РФ).
Если в законе такого срока нет или претензионный порядок необязателен, то стороны должны ориентироваться на требование законодательства отправлять претензию в «разумные сроки» (ст. 483 ГК РФ). При этом учитывать также следует общий срок исковой давности, который составляет три года со дня, когда пострадавшая сторона узнала или должна была узнать о нарушении (ст. 196, ст. 200 ГК РФ).
***
Таким образом, составление претензии, представляя собой неотъемлемую часть коммерческой деятельности, не является чем-то запредельно сложным. Не осложняет эту процедуру и отсутствие договора, оформленного в виде единого документа, так как о возникших правоотношениях сторон свидетельствуют иная документация и сами фактические действия сторон по поставке товара.