Специалисты в сфере госзакупок всегда востребованы, но требования к ним высокие. Рассмотрим, где они закреплены и как получить нужную квалификацию для работы в данной области.
Специалист по госзакупкам и тендерам: требования
Государственные закупки - сфера очень зарегулированная. Заказчики в лице государственных органов и предприятий должны иметь в своем штате специалистов, отвечающих за госзакупки, и при этом соответствующих квалификационным требованиям, которые установлены законом. Закреплены такие требования в профстандартах:
- «Специалист в сфере закупок», утвержденном приказом Минтруда России от 10.09.2015 № 625н;
- «Эксперт в сфере закупок», утвержден приказом Минтруда от 10.09.2015 № 626н.
Человек, который желает работать на стороне заказчика в сфере госзакупок, в любом случае должен пройти необходимое обучение на предмет соответствия указанным стандартам. В свою очередь, специалисту из коммерческой фирмы обеспечить такое соответствие, пусть и не обязательно, но крайне желательно, чтобы иметь возможность, условно говоря, уметь действовать как заказчик с точки зрения выполнения требований законов, регулирующих госзакупки.
Таким образом, несмотря на то, что работающий в государственном органе специалист по госзакупкам должностные обязанности будет выполнять одни, а работник частной фирмы (потенциального исполнителя по тендерным контрактам), несколько иные, компетенции обоих специалистов будут очень схожими. Они, так или иначе, будут игроками на одном «поле», пусть и в разных «командах». Правила игры будут общими, и должны быть в одинаковой степени понятны каждой из сторон.
Условно говоря, в число трудовых функций (то есть, в обязанности) специалиста по госзакупкам со стороны заказчика по приказу № 625н входят:
- предварительный сбор информации о потребностях, стоимости товаров, работ, услуг;
- работа с закупочной документацией;
- обработка сведений по итогам закупки и подписание контракта.
В свою очередь, специалист по государственным закупкам со стороны исполнителя в целях эффективного взаимодействия с заказчиком должен будет:
- понимать, по каким принципам у заказчика складывается потребность в поставках, на какие цены товаров, работ или услуг он ориентируется;
- знать, как готовить закупочную документацию, чтобы к ней не было претензий от заказчика;
- знать, какие сведения заказчику необходимо обрабатывать в целях заключения контракта.
Для выполнения указанных выше трудовых функций специалист должен иметь ряд необходимых знаний, указанных в профстандарте, и определяемых с учетом уровня квалификации. В их числе - знание законодательства в сфере госзакупок ( в т.ч. Законов от 05.04.2013 № 44-ФЗ, от 18.07.2011 № 223-ФЗ), основ гражданского, бюджетного, земельного, трудового, административного законодательства применительно к госзакупкам, антимонопольного законодательства, бухучета. Правомерно говорить о том, что работающий на стороне исполнителя специалист по госзакупкам обязанности свои выполнит успешно, только если будет обладать не меньшим объемом знаний.
Таким образом, компетенции специалиста от заказчика всегда должны базироваться на профстандарте как нормативном источнике по трудовым функциям (требованиям к квалификации), а специалиста от исполнителя - на профстандарте как источнике данных о типичных задачах заказчика, и на источниках знаний, необходимых для работы в сфере госзакупок.
Безусловно, на стороне исполнителя могут устанавливаться различные послабления для потенциальных специалистов по госзакупкам, например, в части требований к базовому образованию. Так, в профстандарте прописано, что специалист с 5 уровнем квалификации должен обязательно иметь дополнительное профобразование - по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки в области госзакупок. Поэтому, для получения работы в государственной структуре специалист по госзакупкам обучение должен пройти заранее: в отсутствие подтверждающих дипломов или сертификатов с ним попросту не подпишут трудовой договор.
В свою очередь, частная фирма может ограничиться, например, прохождением внутрикорпоративного обучения - без обязательного оформления какого-либо официального подтверждающего документа. Вполне возможно, что учиться будет специалист по госзакупкам удаленно по программам партнерских образовательных организаций (в рабочее или нерабочее время). В случае с госструктурами предполагается как традиционное посещение учебных курсов, так и дистанционное - в соответствии с приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816. Общераспространен формат таких курсов, направленных на повышение квалификации, предусматривающий 108 часов обучения (п. 2.3 Методрекомендаций из письма Минэкономразвития России и Минобрнауки от 12.03.2015 № 5594-ЕЕ/Д28и/АК-553/06).
Читайте также: ЭЦП для госзакупок
Как стать специалистом по госзакупкам и тендерам
На сегодня сложился ряд эффективных способов получения необходимой квалификации для работы с госзакупками:
1. Прохождение подготовки по профильным программам в ВУЗе.
Так, на базе крупных ВУЗов могут учреждаться специализированные Институты госзакупок, готовые обучать физлиц по специализированным образовательным программам. Также могут организовываться отдельные курсы под руководством квалифицированных сотрудников учебного заведения.
2. Обучение по программам от частных поставщиков консультационных или образовательных услуг.
При этом имеет смысл проходить отдельное обучение по Законам о госзакупках № 44-ФЗ и 223-ФЗ. Каждый из этих нормативов имеет много нюансов как в части толкования положений, так и в части правоприменительной практики.
Отметим, что рассматриваемая работа специалиста по госзакупкам, характеризуется тем, что выполняющему ее человеку нужно постоянно отслеживать новшества в законодательстве, разъяснениях официальных органов, судебную практику. Ключевые положения из тех или иных источников бывает сложно выделить даже опытному работнику. Как следствие, регулярно (как минимум, 1 раз в 3 года), специалисту по госзакупкам следует проходить подтверждаемую сертификатами переподготовку или повышение квалификации, при котором он сможет привести свои знания в соответствие с актуальной нормативной базой и правоприменительной практикой.
Специалисту необходимо регулярно знакомиться с соответствующей практикой, которая образуется из сотен и тысяч арбитражных дел, формируется с учетом позиций высших судов, дополняется экспертными оценками, поэтому весьма непродуктивным делом будет самообразование в сфере госзакупок. По крайней мере, это справедливо в отношении начинающего специалиста: ему попросту будет неоткуда взять ориентиры касательно ключевых моментов по практике применения законодательства. Есть основополагающие судебные акты, обзоры, постановления Пленумов высших судов. Ознакомиться с ними, как и получить экспертные разъяснения по ним, заинтересованный в получении высокой квалификации в сфере госзакупок человек сможет только в рамках специализированных образовательных программ.
Читайте также: Госзакупки 2021 - изменения