Как стать самозанятым через госуслуги: пошаговая инструкция

02.02.2023
0
Как оформить самозанятость через госуслуги? – этот вопрос остается на пике популярности в последнее время из-за резкого роста количества желающих заняться своим бизнесом с минимальными входными затратами и щадящей налоговой нагрузкой. Расскажем, как сайт госуслуг решает этот вопрос.

Самозанятость 2022-2023

Прежде чем рассказать в деталях о том, как открыть самозанятость через госуслуги, расшифруем термин «самозанятый» и поделимся интересными статистическими фактами.

Самозанятыми называют граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве плательщиков НПД – налога на профессиональный доход.

ФНС ожидает в 2023 году сохранение позитивной тенденции по самозанятым – за последний год их численность возросла на 67%, приблизилась к отметке 6,6 млн. чел. и продолжает расти.

Статистика показывает популярность этого спецрежима среди граждан. Наибольшее количество самозанятых сконцентрировано в Москве (1,2 млн. чел.). Позади столицы с существенным отставанием идут Московская область, г. Санкт-Петербург, Краснодарский край, Татарстан и другие территории.

Об особенностях применения НПД подробно рассказали эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.

По сферам деятельности самозанятые распределяются тоже неравномерно. Наибольшее число граждан занимается различными видами ремонта, автоуслугами (автомойкой, автосервисом, перевозками и т.д.), работают в ИТ-сфере, связаны с индустрией красоты. В целом рейтинг отраслей выглядит так:

Учитывая популярность самозанятости среди граждан, государство расширяет и совершенствует сервисы, помогающие быстро и без особых хлопот встать на учет в налоговых органах в качестве плательщиков НПД.

Далее перечислим пять способов регистрации самозанятых и дадим пошаговую инструкцию как оформить самозанятость через госуслуги.

Кто в 2023 году может стать самозанятым и какие придется уплачивать налоги, расскажем в этом материале.

Пять способов регистрации

Существующие способы получения официального статуса самозанятого:

Четыре из пяти указанных способов позволяют получить статус самозанятого не выходя из дома и не взаимодействуя лично с налоговыми инспекторами.

Эти же способы позволяют самозанятому быстро сняться с учета.

Пошаговая инструкция: как стать самозанятым через госуслуги

Шаг 1. Вход на портал

Для входа на госуслуги следует ввести логин и пароль от учетной записи на этом портале.

Если на портале Госуслуг пройдена обычная процедура регистрации с получением упрощенной учетной записи, перечень доступных услуг ограничен и оформление самозанятости через госуслуги невозможно. Чтобы полноценно пользоваться порталом, нужна подтвержденная учетная запись.

Шаг 2. Выбор услуги

На главной странице в поисковой строке написать «Самозанятость».

Затем перейти по кнопке «Регистрация»:

Откроется информационное окно со списком лиц, которым закон позволяет зарегистрироваться в качестве самозанятых:

  • граждане России;
  • иностранцы из ЕАЭС;
  • граждане Украины.

На этом этапе физлицо, не входящее в указанный список, заканчивает работу с сервисом – самозанятым он стать не сможет.

Шаг 3. Подтверждение данных

По кнопке «Начать» открывается второе информационное окно с перечислением документов и данных, необходимых для подачи заявления (паспорт, ИНН, регион места работы). Здесь же сервис уведомляет о 5-ти дневном сроке рассмотрения заявления налоговиками.

После нажатия кнопки «Перейти к заявлению» система выдаст имеющиеся в ее базе данные (ФИО, дата рождения, гражданство, реквизиты паспорта) и предложит отредактировать их или подтвердить.

Шаг 4. Заполнение и отправка заявления

На этом этапе нужно проверить и подтвердить выданный системой ИНН, указать телефон и регион, в котором самозанятый планирует работать. По кнопке «Отправить заявление» информация передается в налоговую инспекцию.

Сервис сам сформирует заявление по указанным при регистрации данным – это существенно облегчает и ускоряет регистрационную процедуру, избавляя физлицо от необходимости вносить свои данные в поля электронной формы заявления.

Шаг 5. Отслеживание статуса заявления

После отправки заявления нужно дождаться уведомления от инспекторов. Следить за статусом заявления можно в разделе «Заявления» (подача заявления, получено налоговым органом, принято в работу и т.д.):

Ответ из налоговой службы приходит в личный кабинет пользователя портала госуслуг в течение 1−5 дней.

Итоги

Для регистрации физлица в качестве самозанятого нужно иметь подтвержденную учетную запись на портале госуслуг и входить в перечень лиц, которым разрешена самозанятость. Для подачи заявления следует проверить выданные системой данные о себе, а также указать регион работы. Ответ по заявлению придет в личный кабинет на портале госуслуг в течение пяти дней.

Специализация: все виды систем налогообложения, бухотчетность, МСФО

Эксперт в сфере права, бухучета, финансов и налогообложения. Общий стаж профессиональной деятельности с 2007 года. За это время успешно работала на должностях налогового консультанта, заместителя главного бухгалтера, главного бухгалтера, финансового директора. Автор множества публикаций по практическому применению бухгалтерского, налогового и трудового законодательства для различных профессиональных электронных СМИ. С отличием окончила факультет управления и психологии Кубанского государственного университета и Адыгейский государственный университет по специальности «Бухгалтерский учет и аудит».

Вы — юрист или бухгалтер?
Можете разместить интересную статью под своим авторством на нашем сайте!
Укажем вас в качестве автора и добавим в пул экспертов сайта
Пишите на почту: zabota@spmag.ru
Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: НПД - рубрика о самозанятых и налоге на профессиональный доход
Оставить комментарий