Как самозанятому принять платеж за выполненные работы?

05.04.2022
0
Самозанятое лицо (физлицо, ИП) принимает платежи безналичным путем (на счет банка) либо наличными деньгами. ККТ при этом не используется, так как фиксация, учет данных платежей, формирование чеков происходит через мобильное приложение «Мой налог». Рассмотрим, как самозанятому физлицу организовать прием платежей от покупателей более детально.

Отличительные признаки спецрежима НПД

Самозанятость – льготный спецрежим, именуемый НПД (налог на профессиональный доход), который действует по всей стране согласно ФЗ № 422 от 27.11.2018 (акт. ред. от 02.07.2021). На 2022 год стать самозанятыми могут граждане из стран ЕАЭС, достигшие 16 лет, а также ИП. Это означает, что, помимо россиян, воспользоваться льготным режимом на общих основаниях могут белорусы, казахи, армяне, киргизы.

Перейти на НПД могут ИП, применяющие УСН либо ЕСХН. Для этого им нужно уведомить ИФНС в течение месяца со дня регистрации в качестве плательщика НПД. Все, кто является самозанятым, могут получить соответствующую справку о своих доходах и использовать ее далее для получения госгарантий и льгот.

Плательщики НПД не имеют нанимателя, не могут нанимать работников, не получают доход от пользования имуществом. Они получают доходы только от своей собственной трудовой деятельности. При этом только определенные виды деятельности подлежат обложению НПД. Например, продажа товаров собственного производства, посуточная сдача жилья в аренду либо дистанционная работа на электронных площадках – все это облагается НПД.

Размер получаемых от месяца к месяцу доходов по НПД может быть разным, но в итоге в своей совокупности сумма доходов за год не должна быть больше 2,4 млн. р. Это действующий лимит, установленный для самозанятых. Кстати, человек, у которого есть постоянная работа, может совмещать ее с НПД и открыть плюс к этому еще и ИП.

Как проводятся платежи

Кассовые аппараты самозанятым гражданам (в т.ч. зарегистрированным в качестве ИП) при работе не требуются. Все операции проходят через приложение «Мой налог». Здесь плательщик проводит платежи, формирует электронные чеки, платит налоги. Легализация полученных доходов происходит автоматически, путем передачи соответствующих сведений в ИФНС.

Функционал приложения «Мой налог» работает по принципу онлайн кассы. Он позволяет фиксировать, учитывать все поступления - наличные, безналичные (электронные, денежные средства).

Следует учесть, что самозанятый при сотрудничестве с ИП может заключить с ним письменный договор, а также определить условия для него в устной форме. Но в сделках с организациями он обязан заключать договора (по оказанию услуг, поставки, подрядный, проч.), указывая свои банковские реквизиты и подписывая соответствующий акт для последующей оплаты.

Бланк по теме: Договор на оказание услуг с самозанятым Договор на оказание услуг с самозанятым Посмотреть Скачать

Среди особенностей спецрежима выделим следующее. Контрагенты выставляют самозанятому лицу счета на оплату общим порядком. ИП на НПД, принимает оплату наличными от организаций и других ИП не больше 100 тыс. р. по одному договору. Принимать безнал он может через расчетный счет.

С 01.10.2021 года у самозанятых появилась возможность принимать платежи через СБП (систему быстрых платежей). Этот современный способ оплаты не требует приобретения и установки спецоборудования. Чтобы его настроить, нужно обратиться в банк, который предоставляет сервис С2В. Для самозанятых лиц предусмотрен льготный тариф с комиссией 0,4% от платежа (не больше 1500 р.). Им доступны все варианты принятия платежей: посредством QR code, по подписке, ссылке для оплаты.

Формирование чека в приложении «Мой налог»

При оплате услуг наличными (электронными) денежными средствами (по карте банка через POS-терминал), в приложении формируют чек. Для этого последовательно выполняют следующие действия в приложении либо его веб-версии:

  1. Открывают «Новая продажа».
  2. Указывают название услуги, сумму и дату оплаты.
  3. Если услуга предоставлена ИП, организации, указывают ИНН, дополнительно выбрав нужную категорию.
  4. Нажимают «Выдать чек», после чего сведения автоматически направляются в ИФНС.

Предоставляют (передают) чек клиенту любым доступным способом: на бумаге, в электронном виде, на его номер либо e-mail, через считывание QR code.

Формирование чеков по данным случаям допускается через уполномоченную кредитную организацию, а также оператора электронной площадки. По остальным безналичным расчетам чеки следует формировать до 9 числа месяца, следующего за месяцем оплаты.

Сформированный чек должен включать обязательные данные (применительно к ч. 6 ст. 14 ФЗ № 422):

  • дату, время оплаты;
  • ФИ (отчество – при наличии), ИНН самозанятого лица;
  • указание на НПД;
  • название предоставленной услуги;
  • расчетные суммы (оплата);
  • ИНН юрлица либо ИП (заказчика);
  • QR code;
  • уникальный идентификатор чека.

Если при оказании услуг присутствует третье лицо – посредник, то сформированный чек заказчику передает он.

Специализация: все виды систем налогообложения, бухотчетность, МСФО

Эксперт в сфере права, бухучета, финансов и налогообложения. Общий стаж профессиональной деятельности с 2007 года. За это время успешно работала на должностях налогового консультанта, заместителя главного бухгалтера, главного бухгалтера, финансового директора. Автор множества публикаций по практическому применению бухгалтерского, налогового и трудового законодательства для различных профессиональных электронных СМИ. С отличием окончила факультет управления и психологии Кубанского государственного университета и Адыгейский государственный университет по специальности «Бухгалтерский учет и аудит».

Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: НПД - рубрика о самозанятых и налоге на профессиональный доход
Оставить комментарий