До 2013 года граждане узнавали о своих пенсионных накоплениях через «письма счастья» - письменные уведомления о состоянии индивидуального лицевого счета (ИЛС), ежегодно присылаемые ПФР. В них указывалась общая сумма начислений, скопившаяся за все годы работы, и размер отчислений работодателя за предыдущий год. Позже рассылку таких писем отменили, и сейчас россияне имеют возможность узнать, пополняется ли их ИЛС, проявив некоторую активность. Это несложно сделать, так как проверить отчисления в Пенсионный фонд они могут различными способами, выбрав наиболее удобный. Чтобы проконтролировать правильность и полноту начислений, необязательно обращаться лично к сотрудникам ПФР. Существуют удаленные варианты взаимодействия с данным ведомством.
Как проверить отчисления работодателя в Пенсионный фонд: способы контроля
О праве застрахованного лица бесплатно получать информацию о состоянии своего ИЛС говорится в ст. 14 федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996. Здесь же перечислены способы запроса этих сведений в пенсионном ведомстве. Узнать о пенсионных накоплениях можно:
- лично обратившись в территориальное подразделение ПФР, заказав справку у работника Фонда (при себе нужно иметь гражданский паспорт и СНИЛС);
- через многофункциональный центр (гражданин вправе обратиться в любой МФЦ, без привязки к месту жительства);
- отправив письменный запрос по почте (заказным письмом);
- через портал Госуслуги (проверить отчисления в Пенсионный фонд можно при наличии СНИЛС);
- через личный кабинет, открытый на сайте ПФР (войдя в раздел получения информации «О сформированных пенсионных правах»).
Трудоустроенный гражданин имеет право запросить у работодателя (страхователя) справку о начисленных и уплаченных за него страховых взносах в ПФР. Она тоже выдается бесплатно. Согласно ст. 62 Трудового кодекса РФ, работодатель подготавливает и выдает ее по письменному запросу сотрудника в течение трех рабочих дней с даты подачи работником соответствующего заявления. По собственной инициативе выдавать подобные документы работодатель не обязан.
Обращаем внимание, что на работе сотруднику выдадут выписку не с его пенсионного счета с подробным указанием поступлений за все годы, а только о суммах отчислений, сделанных конкретным предприятием. Работодатель не вправе запрашивать в Пенсионном фонде общую информацию о состоянии ИЛС работника, в частности, о поступлениях от других работодателей, так как она является конфиденциальной (п. 8 ст.6 закона № 27-ФЗ).
Проверить отчисления в Пенсионный фонд по СНИЛС можно и в некоторых банках, если у застрахованного лица есть с ними договорные отношения. Подобную услугу онлайн предоставляет «Сбербанк», «Газпромбанк», банк «Уралсиб» и другие крупные финансовые организации. Она запрашивается при наличии у клиента паспорта и страхового свидетельства.
Читайте также: Как узнать баллы Пенсионного фонда на «Госуслугах»
Что делать, если утерян СНИЛС
Затруднения могут возникнуть, если застрахованное лицо не знает номера своего страхового свидетельства пенсионного страхования (СНИЛС). Например, если ранее выданный документ был утерян или испорчен. В этом случае перед тем, как проверить отчисления в Пенсионный фонд через Госуслуги или иным способом, следует выяснить свой номер СНИЛС. Напомним, что с апреля 2019 года выдача бумажного варианта документа отменена (федеральный закон № 48-ФЗ от 01.04.2019). Но по запросу гражданина выдается справка с указанием его номера.
Если пользователь собирается самостоятельно через Пенсионный фонд проверить отчисления онлайн, ему необязательно получать официальную справку с реквизитами СНИЛС. Узнать номер документа он сможет, используя специальный сервис.
Вспомогательный электронный ресурс расположен на сайте Пенсионного фонда РФ, в разделе «Индивидуальный лицевой счет». Воспользоваться им можно в Личном кабинете гражданина, вход в который осуществляется через подтвержденную учетную запись на портале Госуслуги. Сервис позволяет в удаленном режиме подать заявление о выдаче дубликата СНИЛС. Страховое свидетельство за несколько секунд формируется в виде электронного документа (в формате pdf), в нем указывается ФИО пользователя и страховой номер его ИЛС. При необходимости полученная информация распечатывается и предоставляется по месту требования.
Если физлицо хочет получить СНИЛС в виде бумажной справки, за ней следует лично обратиться в многофункциональный центр или отделение Пенсионного фонда РФ.
Читайте также: Перечень документов, которые не должны требовать госорганы
Что делать, если перечислений не было
Проверять свой лицевой пенсионный счет следует регулярно, так как от добросовестности работодателя зависит размер пенсии застрахованного лица. Если гражданин обнаружит, что страховые взносы за него не платились или уплачивались в неполном объеме, он имеет право подать жалобу:
- в трудовую инспекцию;
- в налоговую инспекцию, к которой прикреплен работодатель;
- в прокуратуру.
Также он вправе подать исковое заявление в суд. Это самый эффективный, но и самый сложный способ защиты своих интересов. Судебному органу нужно предъявить доказательства допущенных нарушений. Например, истец может представить для сравнения расчетные листки по зарплате и выписку о состоянии ИЛС, где будут отсутствовать поступления за тот же период.