По требованиям бухгалтерского учета каждая операция, проведенная предприятием, должна иметь документальное подтверждение (п. 1 ст. 9 Закона № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г.). Для процедуры взаимного зачета задолженностей между организациями можно использовать заявление одного из участников сделки (ст. 410 ГК РФ) или составить акт взаимозачета между организациями, образец которого законодательно не утвержден.
Отсутствие бланка в перечне унифицированных позволяет предприятиям самостоятельно разрабатывать его форму, структуру и содержание. Для придания юридической силы документу в него вносятся ключевые реквизиты и проставляются подписи руководителей. У каждой из сторон, подписывающей акт взаимозачета, должен быть свой экземпляр оригинала документа. Форма акта причисляется к группе первичной документации и должна соответствовать требованиям, предъявляемым к такому типу бланков (норма подтверждается решением постановления ФАС по Северо-Западному округу № А05-12882/2006-25 от 21.05.2007 г.).
Акт зачета взаимных требований: образец 2017 и требования к нему
Правильное оформление акта возможно при условии, что документ содержит названия компаний, которые участвуют в сделке, приведены фамилии руководителей организаций, положения документа подтверждены подписями директоров с обеих сторон. Акт зачета взаимных требований составляется в письменном формате. В нем необходимо подробно описывать предмет договоренностей – причины возникновения задолженностей друг перед другом, их размеры, сведения, идентифицирующие требования в качестве однородных, сроки вступления в силу документа.
Чтобы избежать спорных ситуаций с контрагентами или контролирующими органами, необходимо указывать не только текущий размер задолженностей, но и то, какую их часть следует считать погашенной по результатам сделки. Акт зачета взаимных требований, образец которого можно разработать самим, не имеет ограничений по количеству реквизитов и объему информации в описательной части документа. Для обоснования правильности проведения операции взаимозачета перед контролирующими органами рекомендуется проставлять все суммы с расшифровкой НДС в их составе.
Акт взаимозачета между организациями может составляться двумя или тремя контрагентами. Если участвующих стороны две, то документ оформляется в 2 экземплярах, если в роли участников сделки выступают три компании, то количество экземпляров подписанных бланков увеличивается до 3. В актах должны присутствовать такие обязательные элементы первичной документации:
- название бланка;
- дата оформления сделки;
- место составления (в каком городе документ был составлен, согласован и подписан);
- акт зачета встречных однородных требований, образец его, должен содержать сведения об измерителях операции – валюта сделки по зачету средств;
- обоснование причин составления акта – наличие задолженностей по договорным отношениям, реквизиты соглашений, неоплаченных счетов, непогашенных актов выполненных работ и услуг;
- акт взаимозачета, пример его составления, должен иметь в тексте денежное выражение обязательств с обеих сторон, которые подлежат взаимозачету;
- указание суммы операции – тот объем задолженности, который можно погасить на текущую дату, если размер долгов у одной из сторон выше этого значения, в документе выводится непогашенный остаток, который компания-должник оплатит через кассу или по безналичному расчету;
- образец акта взаимозачета между двумя организациями содержит сведения о сроках выполнения операций по реализации положений документа;
- перечисление ответственных лиц за правильность и соблюдение сроков оформления сделки;
- подписи руководителей участвующих во взаимозачете компаний.
Акт зачета взаимных требований юридических лиц дополняется копиями документов, указанных в нем в качестве обоснования возникновения обоюдных задолженностей.
Акт взаимозачета: образец заполнения
Структура акта представлена такими блоками:
- «Шапка» документа с указанием наименований бланка и организаций, являющимися сторонами сделки, места и даты составления формы.
- Перечисление участников операции. В этой части образец акта зачета взаимных требований юридических лиц приводит основные сведения о сторонах, подписывающих документ. Уместным будет указание организационно-правовой формы каждого предприятия, должностей и ФИО управляющих лиц, наделенных правом подписи.
- Приводятся реквизиты Устава, доверенностей или другого типа документа, на основании которого выполняет свои функции директор. Норма распространяется на все стороны сделки.
- Раздел идентификации предмета сделки. Бланк взаимозачета между организациями должен содержать сведения о точных суммах задолженностей, причинах их возникновения и документальные подтверждения. Суммы указываются в числовом формате и прописью.
- Фиксируется размер взаимозачета – он может быть частичным или полным. Если акт зачета встречных требований составляется на часть задолженности, то выведенный остаток обязательств отражается в числовом значении и записывается прописью, устанавливается срок окончательного погашения долга.
- Графы с подписями.
Форма акта взаимозачета (скачать образец можно ниже), предполагает указание даты составления документа и дату начала действия положений документа. Если срок исполнения не был проставлен, то обязательства считаются погашенными в день подписания акта.