Можно избежать повышающего коэффициента по земельному налогу

16.02.2021
0
Команда СП

ФНС России в письме от 01.02.2021 № БВ-4-7/1078@ привело обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах КС РФ и ВС РФ, которые были приняты в 4-м квартале 2020 года по различным налоговым спорам.

К числу наиболее примечательных из тех, что отражены в документе, можно отнести позицию, по которой предусмотренный п. 15 ст. 396 НК РФ повышающий коэффициент 2 к ставке земельного налога не должен применяться в ситуациях, когда отдельные виды правоотношений, в рамках которых осуществляется жилищное строительство, объективно предполагают более долгие сроки застройки, чем предусмотрено положениями соответствующего пункта.

В п. 15 ст. 396 НК РФ сказано, что подлежит применению повышающий коэффициент 2 при расчете земельного налога на участки, на которых осуществляется возведение жилых зданий (за исключением ИЖС, осуществляемого физлицами). Коэффициент начисляется в течение трехлетнего срока строительства. Если фактический срок строительства составит менее 3 лет, то коэффициент считается уменьшенным до 1 (и образуется, таким образом, переплата по налогу, что до того был исчислен с коэффициентом 2). Если составит 3 года и более – остается равным 2. Пример расчета земельного налога с повышающим коэффициентом мы рассматривали здесь (пример 5).

Верховный суд в определении от 15.10.2020 № 309-ЭС20-11143 по делу № А60-50402/2019 пришел к выводу, что повышающий коэффициент не должен применяться во всех случаях при наличии только лишь формального повода. В ситуации, когда у налогоплательщика есть официальный длительный контракт на застройку (в указанном деле – 10-летний), который по объективным причинам нельзя сократить, применение соответствующей нормы по ст. 396 НК РФ, по мнению ВС РФ, приведет к тому, что застройщик будет нести более высокого бремя налогообложения только лишь в связи с сами фактом выбора юридической формы осуществления жилищного строительства.

Прямое толкование указанной нормы, как следует из позиции суда, противоречит как целям установления особого порядка определения налоговой базы, так и реализуемому в рамках градостроительного законодательства публичному интересу, связанному с развитием территорий (что могут почувствовать, таким образом, на себе фирмы, заключившие длительные контракты на развитие территорий).