Три ответа на главные организационные вопросы
Составление учетной политики учреждения — это процедура, проводимая с учетом законодательно установленных правил. Ответим на три главных вопроса по организации этого мероприятия (*ГРБС — это главный распорядитель бюджетных средств):
В письме от 31.08.2018 № 02-06-07/62480 Минфин РФ обозначил важный принцип формирования учетной политики бюджетного учреждения: ее содержание должно быть основано на положениях ФСБУ, Планов счетов бюджетного учета, бухучета, приказов Минфина и иных НПА, утвержденных именно для организаций государственного сектора. В перечне нормативно-правовых актов данной учетной политики не указываются "общеустановленные" ПБУ (для компаний).
Однако, с 2024 года в разделах учетной политики учреждения "Основные средства", "НМА", "Непроизведенные активы", "Материальные запасы", "Нефинансовые объекты казны" предусмотрена возможность закрепить выбор используемых унифицированных форм документов бухучета, установленных приказами Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н, от 15.04.2021 № 61н, или разработанных самостоятельно, но с учетом обязательных реквизитов, указанных в п. 25 приказа 256н.
Статья по теме: Учетная политика - 2025 Организация должна вести бухгалтерский и налоговый учет, фиксируя способы их ведения в учетной политике. Учетная политика компании создает единую систему учета и документооборота, которой обязаны следовать все сотрудники и подразделения фирмы. Отсутствие учетной политики у организации – это грубое нарушение правил учета, за которое предприятие могут оштрафовать. Как составить учетную политику на 2025 год и какие особенности следует учесть — об этом наш материал. ПодробнееНабор НПА для составления учетной политики учреждения
Учетную политику учреждения разрабатывают на основе нормативных документов:
Основные разделы
Учреждение само определяет количество разделов учетной политики и их содержание. Однако, это делается с учетом нормативных требований к обязательным составным частям данного локального акта. Учетная политика бюджетного учреждения может иметь такую структуру:
Не рекомендуется приводить в тексте учетной политики Ф. И. О. должностных лиц и иные часто изменяющиеся сведения. Например, список подотчетных лиц (сотрудников, которым разрешается получать денежные средства на покупку ТМЦ) рекомендуется утвердить отдельным приказом руководителя учреждения.
Если государственное (муниципальное) бюджетное, автономное учреждение выступает в роли получателя бюджетных средств при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, а также, при заключении контрактов от имени региона (муниципалитета), то эти факты требуется отразить в учетной политике.
Комплект приложений
Сведения, необходимые для организации учета учреждения, детализируются в соответствующих приложениях к учетной политике.
Актуализация учетной политики
Учетную политику требуется применять последовательно из года в год. Своевременное внесение в нее изменений и дополнений позволяет избежать ошибок в учете и сформировать достоверную отчетность, на основании которой принимаются обоснованные управленческие решения.
Допустимые случаи изменения учетной политики определены в стандарте:
Об отдельных законодательных поправках-2024, 2025, требующих актуализации учетной политики, расскажем в следующем разделе.
Изменения-2024 — что нужно учесть
С 2024 года в законодательство РФ по бюджетным учреждениям были внесены изменения.
Например, уточнены требования к проведению инвентаризации в соответствии с порядком, установленным в рамках учетной политики субъекта учета с учетом общих требований: так, при инвентаризации выявляется фактическое наличие объектов бухучета, которое сопоставляется с данными учетных регистров.
Также, установлено, что ведение бухучета и хранение документов бухучета организует руководитель субъекта учета.
В целях организации формирования первичной учетной документации, ее своевременного предоставления (передачи) для отражения в бухучете и хранения руководителем субъекта учета должны быть определены в соответствии с утвержденным графиком правила документооборота.
Унифицированные формы
С 2024 года необходимо указать в учетной политике 16 новых унифицированных электронных документов по учету имущества. Это нужно сделать и в графике документооборота.
Также, с 2024 года необходимо учитывать следующие новшества:
Первичка и регистры
Стандарты бухучета
Ряд положений в стандарте Концептуальных основ были скорректированы. Соответственно, в правилах документооборота предусмотрите:
Документооборот
Среди прочего в правилах документооборота необходимо прописать:
Порядок инвентаризации
Утвердите положение об инвентаризационной комиссии. При этом, допускается не создавать отдельную комиссию. Уже созданные комиссии можно наделить полномочиями по инвентаризации (в частности, комиссию по поступлению и выбытию активов).
В состав инвентаризационной комиссии необходимо включить 3 человека как минимум. Среди них не должно быть материально ответственных за те объекты, которые подлежат инвентаризации. Однако, в составе комиссии, проверяющей деньги и другиие ценности на счетах, финансовые обязательства (активы) при исчислении зарплаты и платежей в бюджет, обязан быть бухгалтер.
В документах об итогах инвентаризации комиссия обязана отразить выявленные:
Указанные новшества по стандартам бухучета, правилам проведения инвентаризации и по документообороту применяются с 01.07.2024.
С 2024 года не считается изменением учетной политики учреждения (приказ Минфина РФ от 13.09.2023 N 144н):
В системе «Консультант Плюс» можно ознакомиться с образцами учетных политик. Для этого, если у вас нет доступа к системе КонсультантПлюс, то получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в следующие готовые решения:
- Образец учетной политики казенного учреждения с 2024 г.
- Образец учетной политики бюджетного учреждения с 2024 г.
- Образец учетной политики автономного учреждения с 2024 г.
Изменения - 2025
В 2025 г. могут быть внесены изменения в электронный документооборот в учреждении. Минфин РФ разработал форму о признании объектов права нефинансового актива (НФА).
На общественное обсуждение вынесли поправки к приказу № 61н. Например, предложено утвердить форму 0510478 "Сведения о признании объектов права нефинансовых активов". Она будет утверждена для принятия к бухучету объектов права пользования НФА по договору операционной аренды на счетах 111 40.
Также хотят добавить 6 инвентаризационных описей и акт сверки расчетов.
Учреждения должны внедрить данные новшества с 2026 г. или раньше, если это установлено учетной политикой. Однако ряд федеральных органов и казенных учреждений обязаны будут применять их уже с 2025 года.
Публикация учетной политики
Отличительная черта учетной политики бюджетных учреждений (в сравнении с коммерческими компаниями) — это необходимость публичного раскрытия основных ее положений.
- о специфике деятельности учреждения;
- об основных принципах, правилах и методах бухучета.
По решению руководителя учреждения допускается выкладка на сайте копий всех разделов и приложений учетной политики.
Статья по теме: Нужно ли сдавать учетную политику в ИФНС У организаций при сдаче отчетности часто возникает вопрос: нужно ли сдавать учетную политику в ИФНС, и если да, то в каких случаях это необходимо делать ? Налоговым кодексом РФ, законом РФ "О бухучете" от 06.12.2011 № 402-ФЗ, различными ФСБУ и ПБУ такого требования не предусмотрено. Рассмотрим, зачем нужна учетная политика и нужно ли ее сдавать в инспекцию ФНС. ПодробнееПроверка учетной политики, ошибки и штрафы
Учетную политику запрашивают при проведении проверок контролирующие органы (например, проверяющие из ИФНС). Требование предъявить этот документ поступает также от ревизионных подразделений министерств и ведомств.
Анализ результатов проверок позволяет обобщить выявленные в учетных политиках подведомственных учреждений ошибки и письменно информировать руководителей для применения в работе. Каждому учреждению важно изучить указанные в таких письмах ошибки, выявить в своей учетной политике и устранить. Также, необходимо ознакомиться с ФСБУ для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", уст. приказом Минфина от 30.12.2017 № 274н (в ред. от 13.09.2023).
Изучение списков нарушений из ведомственных информационных писем позволяет вовремя исправлять ошибки в учетной политике.
Наличие в учетной политике недостоверной и неактуальной информации признается нарушением, как и факт ее отсутствия в учреждении. За это штрафуют по ст. 15.11 КоАП РФ. Непредставление сотруднику ИФНС заверенной копии учетной политики при проведении камеральной (выездной) налоговой проверки грозит штрафом по ст. 15.6 НК РФ.
Итоги
Учетная политика бюджетного учреждения на 2025 год должна соответствовать нормам законодательства РФ. С 2024 года в ее тексте требуется учесть новшества, указанные выше в статье.