Особой статьей затрат являются специфические траты на организацию мероприятий по проведению презентаций, деловых встреч с партнерами и потенциальными клиентами, заседаний совета директоров, а также других необходимых для развития бизнеса официальных приемов. Разберемся, какие расходы можно классифицировать как представительские и как их оформить в учете компании.
Какие затраты относят к представительским расходам
Термин «представительские» говорит за себя, охватывая сегмент затрат, осуществляемых в интересах компании. В них включаются такие траты, как:
-
Расходы на проведение официального приема (в т. ч. угощение гостей, завтрак, обед и т.п.);
-
Обеспечение гостей транспортом до места проведения мероприятия;
-
Буфетное обслуживание;
-
Оплата услуг привлеченных специалистов (переводчиков).
При проведении официальных мероприятий компания не компенсирует партнерам понесенные ими затраты на проживание, оформление виз (для нерезидентов РФ). К представительским не относятся расходы на отдых и развлечения, а также на лечение.
Проводки по представительским расходам в бухучете
В бухучете подобные траты относят к расходам по основной деятельности и учитывают в размере фактических затрат, отражая их по дебету коммерческих/управленческих расходов. Представительские расходы 2018 - проводки:
Д/т 44, 26 К/т 60 — поставлены услуги;
Д/т 19 К/т 60 — начислен НДС.
Как правило, организацией подобных мероприятий занимается сотрудник фирмы. Обычной практикой является выдача ему под отчет суммы, которую рассчитывают исходя из масштабов планируемого мероприятия и возможностей компании:
Д/т 71 К/т 50,51 – выданы (перечислены) средства ответственному лицу на представительские расходы.
По факту произведенных трат он предъявляет бухгалтеру авансовый отчет, после проверки которого в учете фиксируется списание представительских расходов проводкой Д/т 26 К/т 71 на суммы понесенных затрат.
Если фирма для организации встреч (но не для передачи гостям в качестве сувениров) использовала собственные материальные ресурсы или продукцию, то такие траты сопровождаются проводкой Д/т 26,44 К/т 10,41,43.
Особенности налогового учета представительских расходов
НК РФ установлен ряд ограничений в этом блоке затрат:
-
Их размер нормируется и не должен превышать 4% от фонда оплаты труда за текущий отчетный период (п. 2 ст. 264 НК РФ);
-
При исчислении налога на прибыль (ННП) не все затраты могут быть учтены в отчетном периоде, поскольку их перечень жестко ограничен ст. 264 НК РФ. Но сумма расходов, превышающих лимит текущего квартала и не учтенная в нем при подсчете ННП, может быть учтена в течение года (п. 42 ст. 270 НК РФ);
-
Входной НДС принимается к вычету, если представительские расходы учтены при подсчете базы для ННП (п. 7 ст. 171 НК РФ). НДС на суммы непринятых в расчете прибыли затрат списываются в расходы, не влияющие на ННП, записью Д/т 91/2 К/т 19.
Подтверждение представительских расходов документами
Документальное обоснование любой бухгалтерской записи – непреложное правило, которое соблюдается и для оформления представительских расходов. Но до их осуществления необходимо составить план проведения мероприятия, утвердить его распоряжением руководителя и сформировать смету расходов. По завершении мероприятия следует отразить реальные расходы в отчете по представительским тратам с приложением всей подтверждающей первичной документации (письмо Минфина РФ № 03-03-06/1/807 от 13.11.2007).
Для компаний, регулярно проводящих представительские мероприятия, целесообразно определить порядок их осуществления в локальном акте фирмы.
Учет представительских расходов: проводки на примере
Оружейная компания ООО «Крона» провела презентацию для заинтересованных в выпускаемой продукции представителей сторонних фирм. В программу встречи включены мероприятия:
-
презентация в бизнес-холле;
-
посещение музея холодного оружия;
-
ужин в ресторане;
-
размещение гостей в отеле;
-
доставка их на вокзал.
Для оплаты ужина, проживания гостей и билетов в музей коммерческим директором получены наличные в сумме 40 000 руб., по другим пунктам средства перечислены в безналичном порядке.
Фактические расходы по проведению встречи составили:
-
аренда помещения — 29 500 руб. (в т.ч. НДС 4500 руб.);
-
стоимость билетов в музей — 4500 руб.;
-
ужин в ресторане — 22 000 руб.;
-
проживание в отеле — 7500 руб.;
-
транспортные расходы —2650 руб.
Учитывающие представительские расходы бухгалтерские проводки будут такими:
Операция |
Д/т |
К/т |
Сумма |
Основание |
Выдача наличных под отчет |
71 |
50 |
40 000 |
РКО |
Оплата аренды зала |
60 |
51 |
29 500 |
Выписка банка, счет |
Учтены расходы по аренде |
26 |
60 |
25 000 |
Договор, акт |
Входной НДС |
19 |
60 |
4500 |
Счет-фактура |
Стоимость посещения музея |
26 |
71 |
4500 |
Авансовый отчет с приложением оправдательных документов |
Стоимость ужина |
26 |
71 |
22 000 |
|
Оплата расходов проживания |
60 |
71 |
7500 |
|
Списаны представительские расходы по проживанию партнеров в отеле |
26 |
60 |
7500 |
Договор, акт |
Оплата услуг транспортной фирмы |
60 |
51 |
2650 |
Выписка банка, счет |
Учтены расходы по доставке |
26 |
60 |
2650 |
Договор, акт |
Возврат в кассу неиспользованного остатка подотчетной суммы (40000 – 22000 – 4500- 7500) |
71 |
50 |
6000 |
ПКО |
Итак, затраты на проведение презентации составили 66 150 руб. (34 000 руб. наличными и 32 150 руб. безналичным перечислением).
При расчете налоговой базы по прибыли не учитываются затраты на посещение музея (4500 руб.), аренды зала (29 500 руб.) и расходов по проживанию в гостинице (7500 руб.).
Поскольку затраты на аренду не принимаются при расчете прибыли, то сумма НДС по ней также не включается в книгу покупок, ее списывают на прочие расходы:
Д/т 91.2 К/т 19 на сумму 4500 руб.