Понятие кадровой политики организации, типы
Статья по теме: Анализ кадровой политики организации на примере Кадровая политика – основное направление деятельности в работе с трудящимися гражданами на предприятии. Через кадровую политику осуществляется реализация задач и целей управления персоналом. Она подразумевает стратегическую линию поведения в работе с персоналом. ПодробнееКадровая политика включает ряд действий, направленных на формирование штата, понимающего цели и приоритеты компании. Ее принципы заключаются в следующем:
- Развитие трудящихся в направлении производительности труда.
- Отбор, обучение и распределение кадровых единиц.
Понятие кадровой политики заключается в совокупности норм, которые способствуют развитию организации за счет правильно подобранного персонала. В нее включается отбор персонала, обучение и штатное расписание.
Как утверждается штатное расписание,подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Существуют следующие основные типы кадровой политики организации:
- связанные с уровнем влияния руководства на кадровую политику.
- зависящие от уровня ее открытости.
Каждый из двух типов подразделяется на отдельные виды, рассмотрим их далее.
Классификация кадровой политики по степени влияния руководства
Различают следующие виды кадровой политики данного типа:
Вид |
Краткое описание |
Пассивная кадровая политика |
Сотрудник, ответственный за управление кадрами только и делает, что ликвидирует негативные результаты деятельности. Заранее не разрабатывается прогноз потребностей в сотрудниках. Служба по персоналу трудится в режиме постоянного внезапного реагирования. Компания направляет действия на быстрое закрытие конфликта любым методом, не разбираясь в сути и результатах. |
Активная кадровая политика |
Служба по распределению кадров прогнозирует и использует средства воздействия на сложные ситуации. О присутствии такой политики можно говорить, когда служба по управлению персоналом своевременно совершает мониторинг и разрабатывает программы против кризисных ситуаций. |
Превентивная кадровая политика |
Когда служба по персоналу делает обоснованные прогнозы развития ситуации с сотрудниками, можно говорить о присутствии этого вида политики. Кадровая служба имеет средства диагностики сотрудников и прогнозирования кадровой ситуации на среднесрочное время. В программах развития четко сформулированы задачи развития работников и содержатся среднесрочные и краткосрочные прогнозы потребности в работниках. |
Реактивная политика |
Присутствует на предприятиях, где есть возможность контролировать появление симптомов негативного воздействия и даже можно предотвращать их. Кадрами проводится диагностика ситуации с работниками, и принимаются экстренные меры для разрешения проблем. В компаниях с такой политикой возникают трудности со среднесрочным прогнозированием. |
Дополнительно можно выделить виды активной кадровой политики:
Вид |
Описание |
Рациональная политика |
Специалист по кадрам постоянно проводит анализ ситуации с персоналом и делает обоснованный прогноз развития. Есть средства диагностики и прогнозирования, проводимые на средние и долгосрочные периоды. |
Авантюристическая политика |
Не предусмотрено проведения анализа и составление прогнозов. Кадровая служба не располагает средствами прогнозирования и диагностики персонала. Программы развития существуют и включены в планы, которые строится на эмоциональном и мало аргументированном представлении о целях работы с людьми. При усиленном влиянии негативных показателей, не включаемых в планы, возникают проблемы. |
Классификация по уровню открытости
По уровню открытости различают открытую и закрытую кадровую политику, основные черты их заключаются в следующем:
- Открытая кадровая политика характеризуется простотой для людей, желающих трудоустроиться на вакантную должность. Допускается прием людей с «улицы» на любую должность, включая руководящую. При использовании такой политики кадры не «выращиваются» в компании. Обычно, такая схема действует в недавно созданных фирмах, целью которых является стремительный рост и завоевание рынка. У них нет времени растить кадры самостоятельно, они набирают готовый персонал. Ведь для исполнения больших планов требуется огромный штат сотрудников.
- Закрытая политика характерна для компаний, стремящихся сохранить корпоративную атмосферу. При использовании такой политики используются в основном внутренние трудовые ресурсы. Руководящие позиции постепенно занимают сотрудники низшего звена. То же самое происходит и с целью замещения. Новый персонал набирается крайне редко, и работники принимаются сначала на нижний уровень. Однако, у них есть потенциал роста.
Каждая компания может самостоятельно выбрать, какие типы и виды кадровой политики ей применять. При этом все организации стремятся повысить уровень эффективности труда. Только совокупность проводимых мероприятий относительно персонала позволяет улучшить работу при любом типе кадровой политики.