Продажа непрофильных активов осуществляется предприятиями с учетом ряда общепринятых правил, определяемых с учетом положений соответствующих правовых актов. Ознакомимся с сущностью таких активов и спецификой их реализации подробнее.
Продажа непрофильных активов - это продажа чего?
В Методрекомендациях по выявлению и реализации непрофильных активов, разработанных для государственных корпораций, государственных компаний и АО с госучастием, в которых РФ владеет долей более 50%, а также их дочерних обществ, приведенных в распоряжении Правительства России от 10.05.2017 № 894-р, под «непрофильными активами» понимаются активы, не относящиеся к «профильным». Непрофильные активы находятся в собственности предприятия, но при этом не используются в основных видах деятельности, либо при реализации долгосрочных программ, стратегии развития, или же не удовлетворяют критериям профильности, приведенным в вышеупомянутых Методрекомендациях.
По существу, непрофильный актив может быть, чем угодно, в т.ч. транспортным средством, недвижимостью, бизнесом, ценной бумагой. В силу разных причин то или иное имущество в определенный момент времени перестает быть для предприятия «профильным». Его реализация не повлияет существенно на экономическую устойчивость, но, вместе с тем, сможет стать дополнительным источником выручки.
Общеотраслевых правовых актов, которые бы регулировали реализацию непрофильных активов или хотя бы разъясняли ее на уровне рекомендаций, не принято. Есть отмеченные выше Методрекомендации по распоряжению № 894-р. Как следует из данного акта, разработаны они в целях повышения эффективности управления федеральной собственностью, и потому правомерно говорить об ограниченной их применимости по аналогии. Есть также приказ Росимущества от 30.12.2014 № 526, разработанный для федеральных казенных предприятий и государственных учреждений.
Таким образом, нормативная база по реализации непрофильных активов установлена в отношении государственных учреждений и предприятий с преобладающим государственным участием. Частные фирмы определяют свою политику в области работы с непрофильными активами самостоятельно.
Порядок реализации непрофильных активов
В соответствии с Методрекомендациями по распоряжению № 894-р, предприятия составляют программы отчуждения рассматриваемых активов, в которых закрепляются ключевые принципы выявления, оценки таких активов, способы и порядок их реализации и т.д. В дополнение предприятием разрабатывается реестр активов, подлежащих реализации в отчетном году, а также план мероприятий по их продаже (п. 5, 7 документа).
План реализации должен содержать информацию о проведенном анализе всех объектов, выявленных непрофильных активах и экономическое обоснование необходимости их отчуждения. План реализации распределяется по кварталам года.
В реестре непрофильных активов фиксируются следующие данные:
- наименование актива;
- при наличии – инвентарный номер;
- строка бухгалтерского баланса по активу;
- виды правоустанавливающих документов;
- виды деятельности, в рамках которых задействуется непрофильный актив;
- информация об обременениях по активу;
- балансовая (остаточная) стоимость имущества;
- данные о начальной цене продажи;
- способы реализации имущества (обычно здесь идет отсылка на программу отчуждения активов).
Все перечисленные документы, информация о ходе реализации, публикуется в интернете на сайте компании, а также в личном кабинете организации на портале Росимущества.
Реализация непрофильных активов: общие принципы
Рассмотрим, на каких принципах осуществляется реализация непрофильных активов, некоторыми известными корпорациями с преобладающим государственным участием.
К примеру, у «Газпрома» есть специальный сайт, где раскрывается продажа непрофильных активов — недвижимости, движимого имущества, акций, долей и прочих ценных бумаг. Из его содержания видно, что активы могут реализовываться разными способами (открытый аукцион, публичное предложение) и в рамках разных форм продаж (очная, электронная формы).
В п. 13 Методрекомендаций по распоряжению № 894-р сказано, что в целях обеспечения конкурентного характера реализации непрофильных активов их продажу следует осуществлять по факту проведения конкурентных процедур при обеспечении принципов прозрачности и возмездности, и с учетом положений ст. 447 и 448 ГК РФ, т.е. при помощи процедуры торгов.
Отметим, что на сайте «Газпрома» большее количество позиций отображается именно по аукционному методу. В Программе отчуждения активов «Газпрома» сказано, что преимущественный способ их отчуждения – реализация на открытых торгах. Раздел «Реализация непрофильных активов» на сайте другой крупнейшей корпорации - «Лукойла», размещен в блоке «Тендеры и аукционы», что также может свидетельствовать о регулярности применения соответствующих механизмов продажи рассматриваемых активов.
Таким образом, один из основных методов, с помощью которого реализуются непрофильные активы – торги. Допускается, что в них могут принимать участие как физические, так и юридические лица. Организатором торгов может быть сам собственник имущества или какое-либо заинтересованное лицо, в том числе привлекаемое собственником на основании договора (п. 2 ст. 447 ГК РФ).
Порядок участия претендента на покупку актива в торгах не расписан в Методрекомендациях. При этом указано, что способы и порядок продажи непрофильных активов определяются документами организации-продавца, утверждаемыми советом директоров. А начальная цена или цена реализации актива определяется с учетом мнения независимого оценщика (п. 14, 15 Методрекомендаций).
Общераспространено правило, по которому лицо, заинтересованное в том, чтобы непрофильные активы купить, направляет продавцу заявку на их приобретение в свободной форме. Так рекомендует поступать тот же «Лукойл», предлагая направлять заявки на свой e-mail или обратиться в компанию по специальному телефону. На сайтах продавцов непрофильных активов могут указываться и конкретные лица, отвечающие за реализацию рассматриваемого вида имущества.
Читайте также: Продажа непрофильных активов банков