Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров

16.07.2018
0
Команда СП

Конфликт интересов сотрудников предприятия и их работодателя иногда обостряется настолько, что продолжать взаимоотношения на прежних условиях они уже не могут. Порядок разрешения коллективного трудового спора дает сторонам шанс договориться, услышать взаимные претензии друг к другу и найти оптимальное решение имеющихся разногласий.

Понятие коллективного трудового спора

Механизм разрешения спора между руководством и подчиненными детально разработан в главе 61 ТК РФ. На практике, правда, все происходит не так гладко, как на бумаге, но подготовленная законодателями схема действий существует и может использоваться любой стороной конфликта.

Коллективный трудовой спор ТК РФ определяет как неразрешенные противоречия между сотрудниками и работодателем, касающиеся ряда ключевых вопросов:

  • изменения / установления условий работы персонала (в том числе, и оплаты труда);
  • заключения / выполнения / изменения коллективных договоров;
  • отказа руководства принять во внимание мнение представителей трудового коллектива.

Виды коллективных трудовых споров

Коллективные споры на предприятиях иногда подразделяют в зависимости от того, между кем они возникли, то есть, кто является субъектом конфликта. Стороны коллективного трудового спора на уровне одной компании это:

  • сотрудники и администрация (работодатель);
  • профсоюзная ячейка (организация) и администрация.

Но случаются и более глобальные коллективные трудовые споры – на более высоком уровне. Так, возможны отраслевые конфликты, когда трудящиеся определенной сферы деятельности недовольны условиями работы не в одной организации, а повсеместно. Например, в 90-е годы по всей России бастовали шахтеры, которым задерживали зарплату. Однако забастовка – это крайняя мера, когда переговоры зашли в тупик или достигнутые договоренности не выполняются. Вначале рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров предполагают «мирное» урегулирование конфликта на основе обоюдных договоренностей.

Поиск компромисса

Стороны трудового спора решают конфликт на основе примирительных процедур, которые перечислены в 401-й статье Трудового кодекса. Таких процедур всего три:

  • поиск компромиссного решения участниками примирительной комиссии, сформированной для разрешения спора;
  • рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника, привлеченного к разрешению конфликта;
  • рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

Сторонам конфликта нужно знать: если до двух последних процедур дело может и не дойти, то рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является непреложным, обязательным действием. Если он возник в отдельно взятой компании, на ее создание дается 2 дня (с момента начала конфликта), а если на более высоком уровне, то 3 дня. Остальные этапы разрешения коллективного трудового спора становятся актуальными, когда примирительная комиссия не смогла разрешить конфликт, либо одна из сторон уклоняется от исполнения ее решений.

Цель работы примирительной комиссии – поиск компромисса и составление соглашения, являющегося его итогом. Достигнутые договоренности обязательны для каждой стороны спора.

Органы по рассмотрению коллективных трудовых споров

На основе вышесказанного перечислим органы, рассматривающие коллективные трудовые споры. Разрешать их имеют право:

  • примирительные комиссии, в которые входят представители администрации предприятия и трудового коллектива;
  • посредник, привлеченный сторонами к разрешению спора (например, это может быть трудовой инспектор или иной вызывающий доверие специалист);
  • трудовой арбитраж – либо временный орган, специально создаваемый под конкретное рассмотрение коллективных трудовых споров, либо постоянно функционирующая в организации структура, сформированная решением 3-сторонней комиссии.

В ситуациях, когда работникам запрещено бастовать, коллективные трудовые споры рассматриваются трудовым арбитражем в обязательном порядке (статьи 404, 413 ТК). Подобный запрет, в частности, действует при чрезвычайном и военном положении, а также для некоторых отраслей – воздушных и водных перевозчиков, медиков, военнослужащих, полицейских, пожарных и др.

Соотношение индивидуальных и коллективных трудовых споров

Споры работодателя с коллективом подчиненных возникают гораздо реже, чем с конкретными работниками. Индивидуальные и коллективные трудовые споры различаются, прежде всего, субъектами их затевающими. В первом случае работодателю противостоит определенный сотрудник, считающий, что попираются его права, во втором – трудовой коллектив, недовольный общими условиями работы.

Разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров приводит к разным результатам. При урегулировании конфликта с отдельным работником достигнутые договоренности будут касаться только его одного. Когда разрешается коллективный трудовой спор, изменившиеся условия работы или порядок оплаты труда распространяются на всех сотрудников предприятия.