Правительство России изменило сроки маркировки молочной продукции, которую планировалось запустить с 1 июня 2020 года. В настоящее время она продолжается в порядке эксперимента, начавшегося 15.07.2019 и продленного до 31.12.2020 (Правительственное Постановление № 371 от 30.03.2020). Обязательное маркирование молока и произведенных из него продуктов стартует в январе 2021 года и будет расширяться поэтапно, охватывая новые категории «молочки».
Почему отложена маркировка молочной продукции с 2020 года
Поштучную обязательную маркировку молочных товаров собираются ввести, чтобы контролировать их путь от производителя до конечного покупателя. Для этого на каждой упаковке должен размещаться код маркировки, который будет считываться специальным устройством на каждом этапе перемещения продукта. Движение товара отслеживается с целью очищения рынка от фальсифицированной продукции.
За генерацию и выдачу кодов для товаров, подлежащих обязательному маркированию, взимается плата – 50 копеек без учета НДС за каждую единицу (Правительственное Постановление № 577 от 08.05.2019). Также маркировка молочных продуктов потребует дорогостоящего оборудования и дополнительных трудовых ресурсов для ее нанесения. На февральской встрече производителей молока с министром промышленности и торговли Д. Мантуровым они заявили, что к запланированным на лето нововведениям бизнес пока не готов.
Обязательная маркировка молочной продукции с 2020 года была отложена и по другим причинам. В частности, подготовка дополнительной идентификации таких товаров замедлилась из-за коронавирусной пандемии. Связанные с ней ограничительные меры для работающих предприятий увеличили нагрузку на бизнес и сократили покупательную способность граждан.
Участники молочного рынка неоднократно критиковали планы Правительства, полагая, что обязательная маркировка молока и других продуктов, изготовленных на его основе, избыточна. Они предлагают непредвзято оценить эффективность экспериментальной идентификации «молочки», а также целесообразность и последствия ее масштабного внедрения (в обязательном порядке). Производители молочных товаров считают, что для борьбы с фальсификатом достаточно доработать систему «Меркурий», которая давно ими используется, не требуя дополнительных финансовых вложений.
Маркировка молочной продукции: последние новости
Несмотря на возражения молочников, Кабмин не отказался от тотального маркирования их продукции. Однако постепенное введение обязательной маркировки молочных товаров перенесли на 2021 год (Правительственное распоряжение № 806-р от 30.03.2020). Ранее запланированная маркировка молокав 2020 г. отменена.
18 августа 2020 года Правительство России разместило проект Правил маркировки молочной продукции на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Сейчас документ находится на стадии публичного обсуждения и проведения антикоррупционной экспертизы.
Согласно проекту, Кабмин решил, что обязательная маркировка молочной продукции должна вводиться в несколько этапов:
- с 20.01.2021 – маркируется мороженое, а также молоко и сливки в упаковках, которые хранятся более 28 суток;
- с 01.07.2021 – маркируются упакованные сливки и молоко, которые хранятся до 28 суток, творог, сливочное масло, сыр, безалкогольные напитки, содержащие молочный жир;
- с 01.10.2021 – маркируются емкости/упаковки со сгущенным молоком, кефиром, йогуртом, пахтой и т.д.
Более длительная отсрочка предусмотрена для российских фермеров. Маркировка молока и молочных продуктов станет для них обязательной с 1 октября 2022 года.
Предполагается сделать выдачу кодов маркировки бесплатной для некоторых видов молочной продукции – детского и лечебного специализированного питания, произведенных на основе молока. Коды для остальной «молочки» станут выдавать за плату.
Маркировка молока в сроки, указанные выше, будет производиться по детально разработанным Правилам. В частности, они включают следующие требования по присоединению участников оборота молочной продукции к разработанной системе маркировки:
- товар придется зарегистрировать в информационной системе маркировки в течение семи календарных дней – со дня, когда возникла необходимость ввести его в оборот;
- после регистрации дается еще 30 календарных дней, чтобы подготовить имеющееся у участника системы программно-аппаратное оборудование к взаимодействию с данной системой;
- затем, не позднее чем в течение 2 месяцев (со дня готовности оборудования) производится тестирование работы с системой маркировки.
Читайте также: Маркировка с 2020 года: последние новости