Упрощенный способ ведения бухучета – что это
Нередко бывает так, что организации не нужно вести полный бухучет. Операций осуществляется мало, и большая часть бухгалтерских счетов не задействована. Для таких организаций и была разработана система, при которой ведение бухучета становится намного проще.
Упрощенные способы ведения бухучета подразумевают такие изменения:
- отсутствие двойной записи;
- сокращение плана счетов;
- упрощение бухгалтерской отчетности.
При этом, опираясь на ПЗ 3/2024 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета», предприятие обязано использовать принцип рациональности. В любом случае способы ведения бухгалтерского учета должны давать объективные показатели финансового состояния предприятия. При принятии решения о переходе на применение упрощенных способов ведения бухучета организация должна зафиксировать их в учетной политике. Здесь требуется отразить не только переход предприятия на другой вид ведения бухгалтерского учета, но и все вносимые изменения:
- перечень используемых счетов для отражения фактов хозяйственной деятельности;
- будут ли использоваться бухгалтерские и прочие регистры;
- какие регистры будут вестись и на каких бланках;
- что будет входить в бухгалтерскую отчетность.
В ситуации, когда у компании в течение месяца отсутствует большое количество операций (менее 30), она имеет право использовать Книгу учета фактов хозяйственной деятельности. При большом количестве отражаемых хозяйственных операций лучше использовать упрощенные ведомости. Их можно взять из Типовых рекомендаций Минфина или разработать самостоятельно согласно требованиям закона к первичным документам.
Какие упрощенные способы ведения бухгалтерского учета предусмотрены для поддержки малого предпринимательства, разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет регистрации в справочно-правовой системе, получите демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.
При применении упрощенной бухгалтерской отчетности предприятие должно будет сдавать только бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах.
Кроме этого, организациям, перешедшим на упрощенную систему бухучета, можно не использовать некоторые ПБУ, например ПБУ 18/2.
Таким образом, им не нужно создавать резервов ни на отпуска, ни на ремонт основных средств.
Кроме этого, руководитель такой компании может самостоятельно вести бухгалтерский учет, не прибегая к услугам стороннего профессионала. Для этого издается соответствующий приказ или данное положение отражается в учетной политике. Но для этого владелец бизнеса должен знать основы бухгалтерского учета.
Кто вправе применять упрощенные способы ведения бухучета
Для перехода на упрощенные способы ведения бухучета компании важно выполнять определенные требования, выдвигаемые законами Российской Федерации. В соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона № 402-ФЗ использовать упрощенные способы ведения бухгалтерского учета могут следующие юридические лица:
- некоммерческие организации;
- субъекты малого бизнеса;
- участники проекта «Сколкино».
К предприятиям малого бизнеса относятся микропредприятия и малые предприятия. Обе эти категории должны отвечать определенным требованиям, например по численности сотрудников и полученному доходу.
В этом списке есть исключения. Несмотря на принадлежность к указанным организациям, не могут использовать данные способы упрощенного бухучета компании, подлежащие обязательному ежегодному аудиту. Вести полный бухгалтерский учет обязаны также жилищные и жилищно-строительные кооперативы и микрофинансовые организации. Полный список организаций, не имеющих права использовать упрощенные методы ведения бухучета, приведен в ч. 5 ст. 6 данного закона.
Обязательному аудиту вне зависимости от размеров и формы налогообложения подлежат:
- организации, акции и облигации которых размещены на бирже ценных бумаг;
- кредитные и страховые организации;
- НПФ;
- микрофинансовые компании;
- организации, сдающие сводную отчетность.
Аудиту также подвергаются компании, выручка которых за предыдущий год превысила 800 млн рублей.
Для получения статуса малого бизнеса недостаточно выполнить условия, указанные в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Компанию, отвечающую данным требованиям, должны занести в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Посмотреть реестр и проверить, включена ли организация в него, можно на сайте rmsp.nalog.ru. Для этого достаточно в поиске набрать ИНН, ОГРН или название организации.
ИТОГИ
- К упрощенным способам бухгалтерского учета относится упрощенный план счетов, отсутствие регистров (или их упрощенный вид), бухгалтерская отчетность в сокращенном виде и отсутствие двойной записи.
- Перейти на использование такого способа ведения бухгалтерского учета могут компании, относящиеся к некоммерческим, малому бизнесу или проекту «Сколкино».
- Использование упрощенных способов учета надо закрепить в учетной политике. Здесь также фиксируется упрощенный план счетов и формы первичных документов, соответствующие потребностям организации.
- Компания может использовать все варианты упрощения бухгалтерского учета или только некоторые из них. Это не касается бухгалтерской отчетности. Состав отчетности компания не вправе менять.
- Переход на упрощенные способы бухучета является правом, а не обязанностью. Если компании нужен полный бухгалтерский учет, то она может его вести. Здесь важен принцип целесообразности.
- Не могут переходить на упрощенные способы бухучета юридические лица, не относящиеся к малому бизнесу и обязанные проводить аудит.