Существующие реалии бизнеса требует от его собственников и руководителей серьезного подхода к выбору потенциальных партнеров. Особенно это важно в условиях борьбы с незаконными схемами обналичивания денежных средств и ухода от налогов. В законодательство РФ введен термин «должная осмотрительность», предусматривающий, что юридическое лицо перед сделкой проверило контрагента на благонадежность. Важно иметь документальное подтверждение подобной проверки. На практике в некоторых случаях подобные мероприятия иногда вызывают определенные трудности. Например, нередко возникает вопрос: как проверить иностранного контрагента? Сразу отметим, что отсутствие должной проверки партнера-нерезидента часто вызывает больше проблем, чем в аналогичной ситуации с российской компанией. Поэтому игнорировать эту необходимость не следует.
Способы проверить иностранного контрагента
Наиболее простой вариант проверки – запрос документов у партнера. Для этого необходимо составить перечень документов, включив в него уставные документы, подтверждающие регистрацию юридического лица, а также официальную справку - аналог российской выписки из ЕГРЮЛ. Документы должны быть заверены и желателен их нотариально подтвержденный перевод.
Последний документ можно запросить и самостоятельно. Для этого необходимо найти в стране регистрации партнера ресурс, схожий с российским ЕГРЮЛ и запросить на нем выписку в отношении интересующей компании. Перечень таких ресурсов можно найти в специальном разделе на сайте ФНС России.
Также, о юридических лицах, зарегистрированных в странах Евросоюза, можно узнать через Европейский бизнес-реестр. При этом у ряда государств-членов ЕС есть собственные ресурсы с информацией о компаниях: Companies House Service – Великобритания, сайт канцелярии Арбитражного суда Франции, официальный портал Министерства юстиции Германии.
Кроме того, существует ряд частных сервисов, объединяющих базы данных нескольких стран. Например, Open Ownership – на данном ресурсе представлена информация о собственниках копаний, зарегистрированных в оффшорных зонах, Kompass – содержит обобщенную информацию о компаниях большинства европейских стран, с указанием собственников, видов деятельности, направлений работы на внешнеэкономических рынках. С помощью этих ресурсов проверка иностранного контрагента онлайн, занимает минимум времени, но требует определенных финансовых затрат.
В ряде случаев необходимую информацию можно получить и через Торгово-промышленную палату РФ и ее региональные представительства. Для этого в ТПП необходимо направить запрос с реквизитами компании и оплатить стоимость услуги. Но следует учитывать, что такой запрос может обрабатываться около месяца, а в отношении отдельных стран, особенно из юго-восточной Азии и Африки, до трех месяцев.
Проверка иностранного контрагента на сайте налоговой
Как было отмечено выше, сайт ФНС России дает возможность выяснить ресурсы, позволяющие собрать официальную информацию о зарубежном партнере. Однако, и с помощью российского налогового ведомства возможна проверка иностранного контрагента.
Информацию об иностранных компаниях можно запросить онлайн в специальном сервисе на сайте ФНС России или обратиться к Госреестру аккредитованных филиалов и представительств зарубежных юрлиц, где содержится следующая информация:
-
реквизиты документов о регистрации;
-
юридический адрес самой компании и адрес представительства в РФ;
-
размер уставного капитала;
-
данные руководителя филиала или представительства;
-
виды экономической деятельности.
-
количество иностранных работников.
Такая информация практически схожа со сведениями из ЕГРЮЛ о российской компании и дает достаточный объем сведений о потенциальном партнере.
Дополнительная проверка иностранного контрагента на благонадежность
В некоторых случаях, можно собрать дополнительную информацию о контрагенте, например, проверив его на участие в судебных разбирательствах на сайте Арбитражного суда РФ и аналогичных ресурсах страны регистрации.
Вариантом проверки может стать и использование открытых реестров ФИПС (Федерального института промышленной собственности), где содержится информация о правообладателях объектов интеллектуальной собственности: товарных знаков, патентов на изобретения и т.д. Если иностранный партнер обладает правами, например, на товарный знак, то такая информация будет в реестре.
Еще один способ собрать максимальный объем сведений о зарубежном контрагенте – обратиться в специализированную консалтинговую компанию. В ряде случаев они имеют иностранных партнеров, которые оперативно получают необходимые документы в стране регистрации контрагента. В их распоряжении и специализированные сервисы, что обеспечивает максимальный объем информации и не даст усомниться в том, что не была проявлена должная осмотрительность.
Как проверить на благонадежность российского контрагента, вы сможете узнать из другой нашей статьи.