Как подать жалобу в вышестоящий налоговый орган в 2021 году

09.06.2021
0
Команда СП

Жалоба на решение налогового органа, подаваемая в вышестоящую структуру – обязательный этап досудебного урегулирования спорного вопроса в текущем времени. В 2021 году правила подачи подобных жалоб меняются.

Решение ИФНС вступает в силу через месяц после вручения проверяемому лицу (п. 9 ст. 101 НК РФ). До истечения месячного срока у налогоплательщика есть возможность подать апелляционную жалобу в УФНС, позже можно оформлять только обычную жалобу. Алгоритм оспаривания действий налоговых органов регламентирован главой 19 НК РФ.

Как подается апелляционная жалоба на решение налоговой

Федеральным законом от 17.02.2021 г. № 6-ФЗ изменен порядок подачи и рассмотрения жалоб по решениям ИФНС. Нововведения начали действовать с 17 марта 2021 года. Ключевые моменты оспаривания действий налоговиков:

  • апелляция возможна только до истечения месячного срока с момента оповещения налогоплательщика о принятом решении;
  • жалоба с приложениями подается в УФНС, но не напрямую, а через инспекцию, действия которой оспариваются;
  • факт подачи апелляционной жалобы отодвигает дату вступления в силу спорного решения;
  • рассмотрение документов по апелляции по обновленным правилам возможно в формате видео-конференц-связи;
  • УФНС наделено правом приостанавливать рассмотрение жалоб.

Жалоба в вышестоящую налоговую составляется в письменном виде. Документ может быть оформлен на бумаге и подан лично в инспекцию или отправлен по почте. Альтернативный вариант – составление электронного документа с передачей его в налоговый орган через кабинет налогоплательщика или путем отправки по ТКС.

Алгоритм оспаривания действий налоговиков:

  • в месячный срок после получения спорного решения составляется жалоба и отправляется в ИФНС, действия которой нарушают права физического или юридического лица;
  • ИФНС в трехдневный срок перенаправляет документы в вышестоящую инстанцию;
  • если инспекция устранила недочеты, она сообщает об этом в УФНС (в трехдневный срок), жалоба в вышестоящий налоговый орган остается без рассмотрения, о чем в пятидневный срок принимается соответствующее решение;
  • личное присутствие налогоплательщика при рассмотрении сути спора не требуется, исключение может быть сделано при наличии противоречий на этапе сличения документов, поданных сторонами конфликта, допустим вариант обсуждения по видеосвязи;
  • жалоба рассматривается в течение месяца, итог выводится в решении УФНС, которое доводится до налогоплательщика в трехдневный срок.

При несогласии с выводами вышестоящего налогового органа можно обратиться в арбитражный суд – на это дается 3 месяца с момента принятия УФНС соответствующего решения (п. 4 ст. 198 АПК РФ).

Обязательные реквизиты жалобы перечислены в ст. 139.2 НК РФ. В документе указывается адресат (УФНС, в которое направляются документы), ФИО и адрес лица, оспаривающего решение ИФНС, контактные данные. Обязательно отражается предмет обжалования и наименование налогового органа, принявшего неправомерное решение. Жалоба на действия налоговой должна содержать перечисление причин несогласия с мнением ИФНС, аргументация приводится с отсылом на законодательные нормы. Важно обозначить требование об отмене или изменении соответствующего решения. Дополнительно надо прописать способ оповещения о результатах рассмотрения жалобы. Документ заверяется подписью лица, чьи права нарушены, или его представителя. В последнем случае надо приложить доверенность, подтверждающую правомочность действий подписанта.

Жалоба дополняется документами, подтверждающими правильность выводов налогоплательщика. Все приложения фиксируются в описи. Поданная жалоба на решение налоговой может быть отозвана полностью или частично. Для этого надо подать соответствующее заявление в УФНС. Но по новым правилам такой шаг лишает права на повторное оспаривание действий налоговиков в рамках события, по которому отозвана жалоба на налоговый орган.

В каких случаях жалобу оставят без рассмотрения

Вышестоящий налоговый орган может оставить без рассмотрения требования жалобы в полном объеме или частично. Перечень возможных причин для отказа в изучении проблемы приведен в ст. 139.3 НК РФ:

  • жалоба подана напрямую в УФНС, то есть из цепочки исключена налоговая инспекция, действия которой являются предметом спора;
  • документ не подписан или содержит не весь набор обязательных реквизитов, не обозначены оспариваемые акты ИФНС;
  • апелляционная жалоба в налоговую подана с нарушением сроков – для рассмотрения дела надо приложить к комплекту документов ходатайство о восстановлении срока;
  • этот вопрос уже оспаривался ранее или обращение было отозвано налогоплательщиком;
  • жалоба на бездействие налоговой не рассматривается, если ИФНС до принятия решения вышестоящим органом устранило нарушение и сообщило об этом в УФНС;
  • на дату получения УФНС документов спор разрешен по тем же основаниям в судебном порядке;
  • ИП или предприятие, оспаривающее действия налоговиков, ликвидированы или по иным причинам исключены из базы данных регистратора.

Когда производится проверка жалоб, налоговая при оставлении документов без изучения должна оформить соответствующее решение в пятидневный срок – отсчет ведется с момента получения жалобы налоговым органом или от даты отзыва обращения, либо со дня поступления сведений об устранении инспекцией нарушений. Еще три дня дается налоговикам для доведения до налогоплательщика информации об оставлении жалобы без рассмотрения.