Как оформить банковскую гарантию

07.10.2019
0
Команда СП

Выдача банковской гарантии – распространенный способ обеспечить исполнение обязательства. Невыполнение обязательств контрагентом (принципалом) является гарантийным случаем, при наступлении которого банк (гарант) обязан выплатить «пострадавшей» стороне определенную денежную сумму. Затем финансовая организация взыскивает ее с должника (принципала). Давая гарантию, банк стремится свести риск невозврата долга к минимуму. Поэтому при оформлении гарантийного соглашения тщательно проверяется деятельность принципала и представленная им документация.

Оформление банковской гарантии: выбор банка

На официальном сайте Министерства финансов РФ размещены перечни банков, уполномоченных выдавать банковские гарантии:

Финансовые учреждения, которые вправе оформить банковскую гарантию уплаты таможенной пошлины, перечислены в Приказе Федеральной таможенной службы № 1379 от 04.09.2018.

На данные перечни следует ориентироваться, выбирая банк, который станет гарантом исполнения обязательства должника. Чтобы окончательно определиться с выбором, потенциальный клиент анализирует многочисленные предложения банков. В частности, учитывается размер вознаграждения за предоставление банковской гарантии и условия ее выдачи. Этим придется заниматься принципалу, то есть лицу, чье обязательство должно быть обеспечено. Банковская гарантия оформляется им либо в соответствии с законом, когда ее наличие позволяет совершать определенные сделки, либо по требованию бенефициара, то есть партнера, желающего «застраховать» себя от неисполнения обязательства.

Если принципал не может самостоятельно найти наиболее выгодные банковские предложения, он имеет возможность обратиться к брокеру, который за вознаграждение подберет подходящий вариант.

Как получить банковскую гарантию: пошаговые действия

После выбора банка-гаранта принципалу нужно совершить следующие действия:

  1. Направить в финансовую организацию заявление с просьбой выдать банковскую гарантию. Обычно электронные шаблоны этого документа размещаются на сайтах банка и подать их можно онлайн - после регистрации на сайте или через личный кабинет (если принципал уже является клиентом банка-гаранта).

  2. Получив заявление, банк потребует от заявителя предоставить пакет документов. Единого перечня не существует, финансовые учреждения самостоятельно формируют список требуемых бумаг. Но есть документы, которые банки попросят предоставить обязательно:

  • сведения о лице, которое просит предоставить гарантию (заполняется анкета);
  • копии учредительных документов компании-принципала;
  • копии документов, где подтверждаются полномочия руководителя;
  • выписка из ЕГРЮЛ (для организаций) или ЕГРИП (для предпринимателей);
  • копия договора, обязательства по которому будут обеспечены гарантией банка;
  • бухгалтерская отчетность принципала, и т.д.
  1. Дождаться ответа банка. Он может изучать информацию о принципале по предоставленным документам и другим источникам. Его главная цель – убедиться в платежеспособности и добросовестности лица, претендующего на получение банковской гарантии. Например, не находится ли его имущество под арестом, и не участвует ли он, как ответчик, в судебных тяжбах о невыплате долга. На это может уйти от одного дня до нескольких недель.

  2. Заключить гарантийный договор с банком, если он принял положительное решение. В нем подробно описываются права и обязанности сторон, условия выполнения банком своих обязательств, срок действия гарантии и т.д.

  3. Выплатить финансовой организации вознаграждение за оформление гарантии бенефициару.

  4. Получить от банка:

  • оригинал гарантии с банковскими реквизитами;
  • собственный экземпляр договора с банком (о предоставлении гарантии);
  • выписку из Единого Реестра банковских гарантий, где обязательно регистрируется документ.
  1. Передать банковскую гарантию бенефициару.

Получив документ, контрагент-бенифициар проверяет ее на подлинность по Единому Реестру банковских гарантий, о котором упоминалось выше.

Читайте также: Учет банковских гарантий в бухгалтерском учете

Можно ли получить банковскую гарантию срочно

Для привлечения клиентов, в том числе, представителей малого бизнеса, банки используют упрощенный механизм выдачи гарантии. Некоторые финансовые организации обещают дать предварительное согласие на ее оформление в течение 15 минут, а окончательное – в течение часа. Но обычно на всю процедуру уходит от одного до пяти дней.

Однако банковская гарантия, быстро оформляемая банком, ограничена суммой обеспечения. Она значительно ниже, чем при получении гарантии в обычном порядке. В среднем ее верхний предел составляет 10-15 млн рублей. Для срочной гарантии банки могут устанавливать и другие ограничения, например, сокращать срок ее действия.

Читайте также: Комиссия за банковскую гарантию: проводки

Как получить банковскую гарантию по 44-ФЗ: особенности

Такие гарантии оформляются по обычному алгоритму банками, включенными в Перечень Минфина. Но при их выдаче следует учитывать требования закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 (ст. 45).

Банковская гарантия по 44-ФЗ может быть только безотзывной. Банк-гарант обязан взять на себя обязательство уплатить неустойку в размере 0,1% от общей суммы за каждый день просрочки. В условия банковской гарантии запрещено включать требование о предоставлении финансовой организации судебных актов о неисполнении обеспеченных гарантией обязательств.