Нюансы инвентаризации оборудования
Статья по теме: Инвентаризация имущества и обязательств Инвентаризация имущества и обязательств — это способ контроля за сохранностью ценностей предприятия. Мероприятие проводится по строго определенным правилам и соответствующим образом оформляется документально. Это довольно сложная юридическая процедура, требующая соблюдения норм законодательства РФ. ПодробнееИнвентаризация — это способ контроля за сохранностью имущества предприятия и за обязательствами компании. Она может быть обязательной или добровольной. Порядок ее проведения необходимо закрепить в учетной политике компании.
Так, обязательную инвентаризацию основных средств компания вправе проводить как минимум один раз в три года, но руководителем компании может быть установлена другая периодичность проведения (то есть чаще). С какой частотой могут проводиться добровольные инвентаризации, законодательством РФ не установлено — это можно делать так часто, как руководство компании посчитает нужным.
Проведение инвентаризации не зависит от применяемой системы налогообложения –инвентаризации должны проводить все организации (таким образом, данную процедуру обязаны проводить и компании, применяющие спецрежимы, так как они не освобождены от ведения бухучета). Такая обязанность установлена ст. 11 закона РФ «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Методика проведения инвентаризационных мероприятий и оформления их итогов утверждена приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49.
ВНИМАНИЕ! С 1 апреля 2025 года станет обязательным к применению новый ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация». Начать применение стандарта можно и раньше, утвердив новые положения в учетной политике.
Как организации перейти на проведение инвентаризации по ФСБУ 28/2023, подробно разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.
В ходе проверки сверяется фактическое наличие единиц оборудования с данными бухучета. Проводя инвентаризацию, комиссия должна осматривать объекты и вносить в инвентаризационные описи следующую информацию:
-
полное наименование оборудования (если с объектом проводились какие-либо работы — он улучшался или восстанавливался, что привело к изменению его основного назначения, то он вносится в опись под названием, которое соответствует его новому назначению);
-
назначение оборудования;
-
его инвентарный номер (этот заводской номер должен быть указан в техническом паспорте оборудования);
-
год выпуска;
-
основные технические или эксплуатационные показатели (например, мощность).
Если какие-либо единицы оборудования в момент инвентаризации находятся вне места нахождения организации (например, оборудование отправлено на капремонт), то их необходимо инвентаризировать до момента временного их выбытия.
Инвентаризации подлежит не только оборудование, принадлежащее организации, но и оборудование, находящееся на ответственном хранении или взятое в аренду.
Оборудование, которое не является пригодным к эксплуатации, и не может быть отремонтировано или восстановлено, заносится в отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, которые привели к невозможности дальнейшей работы (полный износ, порча и др.).
Инвентаризация имущества производится по месту его нахождения и материально ответственному лицу.
Инвентаризация оборудования оформляется первичными документами по формам, которые утверждены учетной политикой организации. Организация вправе использовать самостоятельно разработанные формы, но с указанием обязательных реквизитов из ст. 9 закона № 402-ФЗ, или взять за основу для разработки собственного шаблона таких документов общие типовые формы, утвержденные Госкомстатом (Постановление от 18.08.1998 № 88). Унифицированные формы могут использоваться и без внесения в них изменений.
Какими документами оформить проведение инвентаризации оборудования к установке и ее результаты ? Ответ на этот вопрос есть в «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, получите пробный демодоступ и бесплтано переходите в Готовое решение.
Кто проводит инвентаризацию оборудования?
Инвентаризация проводится специальной комиссией. Комиссия для проведения инвентаризации создается на основании приказа руководителя.
Как правило, в организации действует постоянная комиссия. В ее состав могут входить как работники бухгалтерии и представители руководства, так и работники других отделов – финансовых, юридических и иных. Кроме того, при необходимости в состав могут быть включены и работники независимых аудиторских организаций.
Если при проведении инвентаризации отсутствует хоть один член комиссии, ее результаты признаются недействительными.
Однако, в состав инвентаризационной комиссии не входит лицо, ответственное за оборудование компании. Такой работник обязан присутствовать при инвентаризации.
В состав комиссии должны входить минимум три участника — председатель, бухгалтер и представитель администрации.
Если в штате организации числится только один руководитель или руководитель и главный бухгалтер (бухгалтер), создать инвентаризационную комиссию не представляется возможным. В таком случае можно заключить договор на проведение инвентаризации с аудиторской компанией или индивидуальным аудитором. Кроме того, инвентаризацию вправе проводить ревизионная комиссия, если она наделена по уставу компании данными полномочиями.
Итоги
Инвентаризация оборудования — это обязательная процедура перед составлением годовой бухотчетности. Перед проведением ревизии издается приказ, на основании которого комиссия проводит как пересчет активов (и сличает фактические и учетные данные), так и проверку обязательств компании.