Государственные экологические проверки предпринимателей и юридических лиц проводятся на двух уровнях власти – федеральном и региональном. Целью подобных мероприятий является выявление и устранение нарушений природоохранного законодательства, предупреждение негативных последствий, к которым может привести несоблюдение установленных требований. С 11 августа 2020 года в правила проведения экологических проверок внесены изменения.
Проверка экологического надзора: кем и в отношении кого проводится
За какими видами деятельности государство осуществляет экологический контроль, перечислено в ст. 65 закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002. В частности, природоохранное ведомство организует проверки экологической службы в сферах:
- охраны, рационального использования недр;
- воспроизводства диких животных, сохранения среды их обитания;
- обращения с производственными отходами;
- обращения веществ, разрушающих озоновый слой;
- охраны, использования водных объектов (отдельным видом государственного экологического надзора является охрана озера Байкал), и т.д.
Федеральный надзор за выполнением экологического законодательства осуществляет Росприроднадзор (полное наименование ведомства – Федеральная служба по надзору в сфере природопользования). Этот орган и его территориальные подразделения проверяют ИП и юрлиц из перечня Минприроды, оформляемого в виде приказа для каждого субъекта Российской Федерации. Например, список объектов Москвы, которые подлежат федеральному контролю, содержится в Приказе Министерства природы РФ № 379 от 09.09.2010, а список объектов Санкт-Петербурга – в Приказе Минприроды РФ № 462 от 26.10.2010.
В отношении предпринимателей и организаций, не входящих в федеральный перечень, проводится региональная проверка экологической безопасности. Ее организуют местные природоохранные ведомства, создаваемые на уровне исполнительной власти субъектов РФ – комитеты, управления, министерства (региональные), департаменты и т.п. В некоторых регионах формируются несколько органов, следящих за соблюдением экологических требований в определенных видах деятельности. Например, в Кировской области работает Министерство лесного хозяйства, на которое возложен лесной, охотничий надзор, а также контроль за воспроизводством и обитанием животных, и Министерство охраны окружающей среды, надзирающее за исполнением природоохранного законодательства в иных сферах госконтроля (обращения с отходами, недрами, водными объектами и др.).
Читайте также: Внеплановая проверка Росприроднадзора
Проверка соблюдения экологических требований: последние послабления
11 августа 2020 года юридическую силу обрел федеральный закон № 298-ФЗ от 31.07.2020. Им запрещена региональная проверка организации по экологическому надзору, если ею используется хотя бы один производственный объект, оказывающий негативное влияние на природу, надзирать за которым должны на федеральном уровне. В этом случае в компанию (или к ИП) вправе прийти только с федеральной проверкой. Цель данной новеллы – предотвратить дублирование надзорных мероприятий, организованных в отношении одного и того же лица.
Читайте также: Модуль природопользователя
Экологическая проверка организации и ИП: порядок и сроки проведения
Порядок проведения федеральных проверок прописан в Правительственном Постановлении № 426 от 08.05.2014, действующем с 30 июня 2015 г. Этот нормативный документ утвердил Положение о федеральном экологическом госнадзоре. В частности, пунктом 9 установлено, что надзор осуществляется в форме плановой (по графику, с которым можно заранее ознакомиться) или внеплановой проверки. Проверки соблюдения экологических требований, в свою очередь, подразделяются на выездные, то есть с непосредственным присутствием инспекторов на объекте, и на документарные, когда запрашиваются и проверяются только соответствующие документы организации или ИП.
Плановые проверки в обязательном порядке проводятся с использованием проверочных листов (список контрольных вопросов). Периодичность проверок зависит от присвоенной объекту категории риска. По объектам низкого риска плановые проверки не проводятся (п. 18 Постановления № 426).
Ныне действующий Административный регламент процедуры экологического надзора, осуществляемой Росприроднадзором, утвержден Приказом Минприроды РФ № 191 от 29.06.2012. Любая проверка экологического контроля, как плановая, так и внеплановая, не должна длиться больше 20 рабочих дней. Если инспекторами по межведомственным информационным каналам запрашиваются дополнительные материалы, этот срок могут продлить – максимум еще на 10 рабочих дней.
Плановая проверка государственного экологического надзора предприятий малого и среднего бизнеса, за некоторым исключением, не проводится с 01.01.2019 по 01.04.2020, а с 01.04.2020 по 31.12.2020 субъект МСП могут проверить только в случае возникновения угрозы жизни и здоровью людей, а также чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера (п.1, 1.1 ст.26.2 закона № 294-ФЗ от 26.12.2008).
Обращаем внимание, что пунктом 2 вышеупомянутого Правительственного Постановления № 438, проведение плановых экологических проверок в 2020 году на предприятиях, не относящихся к малому/среднему бизнесу, также было ограничено. Они организуются только в случаях:
- если компания или ИП – участник бюджетного процесса;
- если используемые ими объекты отнесены к категории высокого / чрезвычайно высокого риска (Приложение к Правительственному Постановлению № 426 от 08.05.2014)
Ежегодный сводный план проверок, проводимых всеми надзорными ведомствами, включая Росприроднадзор, публикуется на сайте Генеральной прокуратуры РФ.