Один из наиболее распространенных типов соглашений на фрахт коммерческого судна - тайм-чартер. Он составляется с учетом обязательных требований российского законодательства и требует учета ряда нюансов, влияющих на уровень финансовых издержек сторон договора.
Договор тайм-чартера: что должен содержать
Договор фрахтования судна на время (тайм-чартер) составляется в соответствии с требованиями, отраженными в Главе X Кодекса торгового мореплавания РФ (утв. Законом от 30.04.1999 № 81-ФЗ). Содержание данного договора не должно противоречить нормам федерального законодательства.
Договор заключается только в письменной форме. В нем обязательно указываются (ст. 200 КТМ РФ):
- наименования фрахтователя и судовладельца - сторон договора;
- название корабля;
- технические и эксплуатационные данные корабля (в частности, грузоподъемность, скорость, показатели грузовместимости);
- территория плавания;
- цели заключения договора на фрахт;
- время, место приема-передачи корабля;
- денежная ставка фрахта;
- срок действия тайм-чартера.
Договор тайм-чартера: особенности
Есть ряд нюансов, которые сторонам договора тайм-чартера необходимо учесть. При составлении договора следует обратить внимание, в частности, на следующие моменты:
1. Положениями ст. 205 КТМ РФ предусмотрена ответственность фрахтователя перед владельцем перевозимого груза, если он, взяв судно для осуществления грузоперевозок, заключает договоры соответствующей перевозки (в т.ч. выполняет иные необходимые действия - например, выдает коносаменты, оформляет накладные и иные документы).
Тот факт, что по договору будет перевозиться груз, должен быть отражен в разделе договора о целях его заключения. Нельзя игнорировать данный пункт, относиться к его заполнению невнимательно, чтобы избежать споров об ответственности в случае фактической перевозки груза по договору, которым она прямо не обусловлена.
2. В разделе договора о стоимости фрахта имеет смысл прописать, что в случае, если корабль имеет отклонения от заявленных его владельцем характеристик более, чем на установленное количество единиц измерения (например, на определенное количество тонн по грузоподъемности), то при обнаружении соответствующих отклонений стоимость фрахта снижается пропорционально величине данного отклонения.
Данный пункт позволит свести к минимуму риск, при котором столкнувшийся с теми или иными организационными сложностями, поломками, а то и попросту безответственный, судовладелец в последний момент «подсовывает» фрахтователю не самое кондиционное судно по стоимости нормального. Если такая подмена будет неизбежна, то фрахтователь снизит собственные издержки за счет прописанной в договоре корректировки стоимости фрахта.
3. В раздел договора об обязанностях судовладельца имеет смысл включить формулировку, по которой он обязан предоставить фрахтователю корабль, соответствующий по своим характеристикам району плавания. А в случае невыполнения данной обязанности фрахтователь, обнаруживший несоответствие корабля местности, вправе в любой момент без претензий со стороны судовладельца отказаться от заключения договора. Данная формулировка удачно дополнит обязанность судовладельца по обеспечению годности корабля для целей фрахтования, указанную в ст. 203 КТМ РФ.
Таким образом, район плавания должен быть не просто формальным пунктом договора, но и увязанным с тем разделом соглашения, где указываются характеристики судна.
4. Стороны вправе прописать в договоре то, какой конкретно груз будет перевозиться, а также установить жесткие ограничения на перевозку (размещение) грузов каких-либо разновидностей. Положения КТМ РФ не предписывают устанавливать такие ограничения. Но в интересах сторон отразить данный момент в договоре в целях исключения попадания в грузовой отсек объектов, опасных для экипажа или для технического состояния самого корабля (о степени опасности которых фрахтователь может и не знать, имея, вместе с тем, планы по их перевозке).
Читайте также: Бербоут-чартер – что это?
Если вам необходимо посмотреть, как может выглядеть договор тайм-чартера - образец документа доступен по ссылке ниже.