Цели инвентаризации

09.10.2025
0
Инвентаризация представляет собой мероприятие, направленное на выявление расхождений между учетными и фактическими данными по количеству имущества и на проверку обязательств организации. Она, например, позволяет объективно оценить качество работы материально ответственных лиц. Обязанность проведения инвентаризации активов и обязательств организации установлена ст. 11 закона РФ "О бухучете" от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Порядок ее проведения регламентирует ФСБУ 28/2023.

Для чего нужна инвентаризация

При проведении инвентаризации руководство компании вправе получить достоверную информацию о наличии имущества и обязательств организации. Проверка может носить добровольный и обязательный характер.

Обязательный порядок проведения инвентаризационных процедур установлен по таким ситуациям:

  • передача (возврат) активов компании, имущественного комплекса (кроме обычной деятельности) в аренду, управление, безвозмездное пользование, а также отчуждение активов организации — в этом случае, например, уточняется объем имеющихся в наличии материалов;
  • перед составлением годовой бухотчетности — кроме имущества – ОС, НМА, капитальных вложений, запасов, инвентаризация которого осуществлялась не ранее 1 октября отчетного года;
  • смена материально ответственного сотрудника (на день приемки-передачи дел) — для разграничения зон ответственности между специалистами.

В основном, проведение инвентаризации направлено на сверку количества разных активов компании с показателями, зафиксированными в учете организации. Это необходимо, например, для оперативного подтверждения или опровержения случаев порчи (повреждения) или утраты имущества.

Обязательная инвентаризация требуется и в случаях, когда имущество компании могло пострадать от стихийного бедствия (пожара, потопа и др.), связанного с экстремальными условиями при ЧС. Необходимость в выведении достоверных остатков по всем группам активов и имеющихся обязательств возникает и перед оформлением промежуточного ликвидационного (разделительного) баланса при намерении провести ликвидацию (реорганизацию) компании. При реорганизации инвентаризация может быть проведена перед оформлением передаточного акта.

Общие цели инвентаризации это, например:

  1. Выявление фактического наличия активов (имущества) организации, в том числе собственного и арендованного, а также обязательств.
  2. Проверка источников финансирования деятельности организации.
  3. Оценка состояния активов, обязательств и обоснованности их нахождения у компании.

  4. Проверка объектов бухучета (в частности, имущества, имущественных прав, в том числе других лиц), которые согласно ФСБУ не учитываются в составе активов или обязательств, но подлежат отражению в учете на забалансовых счетах и (или) информация о которых подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

  5. Обнаружение и фиксация неучтенных объектов ОС (имущества), задолженностей, имущественных прав.
  6. Проверка достоверности учетных данных — например, сравнение показателей бухучета с фактическим наличием имущества.
  7. Оценка полноты отражения в учете информации об обязательствах компании.
  8. Анализ соответствия нормативам хранения ТМЦ.
  9. Проверка соблюдения правил эксплуатации основных средств и НМА.
  10. Сопоставление установленных законодательством РФ стандартов с имеющимися на предприятии техническими условиями.

С 1 апреля 2025 года применяется ФСБУ 28/2023 "Инвентаризация".

Задачи проведения инвентаризации

Задачи инвентаризации заключаются в сверке количественных и качественных показателей по имуществу и в оценке структуры обязательств. Перед инвентаризационной комиссией могут ставиться задачи по:

  • определению того, соответствуют ли условия хранения активов (имущества) организации нормативным документам;
  • выяснению того, соблюдаются ли в компании правила эксплуатации объектов ОС;
  • выявлению списка основных средств, эксплуатацию которых рекомендуется прекратить по причине их несоответствия техническим требованиям или при крайней степени износа ОС;
  • проверке обоснованности формирования задолженности, соблюдения порядка ее списания;
  • анализу структуры резервов и иных статей бухбаланса.

Какие еще задачи ставятся перед инвентаризационной комиссией и образец положения о проведении инвентаризации привели эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе КонсультантПлюс, то получите пробный демодоступ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Итоги

Инвентаризация — это метод контроля за фактическим наличием имущества и иных ценностей на предприятии, а также за имеющимися обязательствами. Ее главная цель — обеспечить достоверность реальных показателей и учетных данных.

Читайте также: Документальное оформление инвентаризации

Специализация: все виды систем налогообложения, бухотчетность, МСФО

Эксперт в сфере налогообложения, финансов и права. Общий стаж профессиональной деятельности с 2014 года. За это время успешно работал на должности сотрудника городской инспекции ФНС РФ в отделе камеральных налоговых проверок. Автор множества публикаций по практическому применению законодательства в сфере налогообложения, трудового права, финансов для различных профессиональных электронных СМИ. С отличием окончил экономический факультет Юго-Западного государственного университета по специальности «Экономист, специалист по налогообложению».

Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: Инвентаризация