Бухгалтерский и налоговый учет в строительстве

23.06.2017
0
Команда СП

Как вести бухгалтерский и налоговый учет в строительстве зависит от того, каким способом ведутся работы – хозяйственным (своими силами) или подрядным (с помощью сторонней организации). При этом все строители обязаны применять особенную первичную документацию (сметы, проекты, акты, справки, журналы и пр.), формировать развернутую аналитику по объектам и учитывать нормативные требования строительного законодательства РФ. Рассмотрим основные особенности далее.

Как ведется бухгалтерский и налоговый учет в строительстве в 2017 году

Учет в строительных компаниях организуется согласно с учетной политикой предприятия, ПБУ 2/2008, 10/99, 9/99, 17/02, ПБУ по долгосрочным инвестициям, ФЗ № 39 от 25.02.99 г., Постановлением № 185 от 24.09.93 г. и другими нормативно-правовыми документами. При отражении хозяйственных операций следует принимать во внимание статус компании – подрядчика, заказчика или инвестора.

Основные особенности специфики строительной деятельности:

  • Территориальная обособленность возводимых объектов – удаленность расположения ведет к образованию ОП (обособленных подразделений), которые необходимо ставить на учет в ИФНС и фондах. Соответственно, в первую очередь потребуется определить порядок расчета налога с прибыли по месту каждого ОП.
  • Грамотное оформление первички – типовые формы введены в действие Госкомстатом в Постановлении № 100 от 11.11.99 г.: КС-3, КС-2, КС-6а, КС-10, КС-9, КС-8, КС-17, КС-18. Кроме того, компаниям разрешается самостоятельно разрабатывать и другие необходимые документы с отражением обязательных реквизитов.
  • Инвентаризация – в процессе строительства задействуется огромная номенклатура товарно-материальных ресурсов, контроль за движением которых требует проведения регулярных инвентаризаций. При этом подобные мероприятия следует выполнять по месту территориального нахождения каждого ОП отдельно.
  • Длительность процесса строительства – условие о поэтапной сдаче работ или по всему объекту в целом прописывается в договоре. Согласно договоренности, отражаются и операции в учете, включая списание расходов с аналитикой по каждому объекту.

Примеры типовых проводок:

  • Д 51 К 62 – на счет в банке получена подрядной организацией предоплата по заключенному договору подряда на строительство объекта.
  • Д 46 К 90 – отражено по акту работ выполнение этапа по договору.
  • Д 90 К 68 – начислен к перечислению в бюджет НДС с общей стоимости этапа.
  • Д 90 К 20 – сформирована себестоимость по первому этапу.
  • Д 90 К 99 – рассчитана прибыль от выполнения работы.
  • Д 51 К 62 – поступила оплата за выполнение второй части работ по подрядному договору.
  • Д 46 К 90 – отражено по акту выполнение второго этапа работ.
  • Д 90 К 68 – начислен со стоимости второго этапа НДС в бюджет.
  • Д 62 К 46 – отражено списание стоимости работ.
  • Д 90 К 20 – определена себестоимость по второму этапу работ.
  • Д 90 К 99 – рассчитан результат по второму этапу.
  • Д 62 К 62 – зачтена предоплата в оплату по договору подряда.
  • Д 08,19 К 60 – принят по акту КС-2 объект у заказчика.
  • Д 01 К 08 – оприходован объект заказчиком.