Банкротство сельскохозяйственных организаций

30.08.2018
0
Команда СП

Процедура банкротства сельхозпредприятий имеет ряд особенностей и, учитывая специфику и характер сферы деятельности, отличается применением особых правил ее регулирования, связанных с прекращением деятельности предприятия-должника.

Рассмотрим законодательную процедуру, в рамках которой осуществляется банкротство сельскохозяйственных организаций, а также некоторые особенности, с ней связанные.

Правовой регламент: основные понятия и положения, основания и особенности банкротства сельхозпредприятий

Понятие «сельскохозяйственное предприятие» в российском правовом поле устанавливают одновременно несколько законов. В их числе – Гражданский и Налоговый кодексы, а также Федеральный закон № 127-ФЗ от 26.10.2002 года «О несостоятельности (банкротстве)».

Банкротство сельхозпредприятий регулирует § 3 (включает в себя ст.ст.177-179) Закона № 127-ФЗ от 26.10.2002 года «О несостоятельности (банкротстве)».

Понятие

Сельскохозяйственной организацией признается юридическое лицо, сферой деятельности которой является производство сельскохозяйственной продукции, а также последующая переработка собственной, либо закупаемой сельхозпродукции. Статус сельхозпредприятия подтверждается при условии, что выручка от реализации произведенной продукции составляет не менее 50% от общей суммы выручки.

Важно! Приведенное определение применимо исключительно в целях Федерального Закона № 127-ФЗ, что устанавливают положения п.1 ст.177 данного Закона.

Основания для возбуждения процедуры банкротства

Пункты 5 и 6 ст.177 Закона № 127-ФЗ устанавливают, что банкротство сельскохозяйственных организаций может быть инициировано при наличии таких оснований:

  • невозможность выполнения обязательств перед кредиторами, если общая сумма требований составляет свыше 500 тыс. руб.;
  • если требования по погашению обязательств не исполнены в течение 90 дней с момента даты, указанной как срок исполнения долговых требований.

Если вышеперечисленные основания (в совокупности) установлены в отношении сельхозпредприятия, любой из кредиторов имеет право инициировать процедуру банкротства, подав соответствующее заявление в отношении субъекта хозяйствования в арбитражный суд.

Особенности

Учитывая высокую зависимость предприятий сельскохозяйственной сферы от сезонного и природно-климатического факторов, процедура признания несостоятельности должника предусматривает ряд особенностей. В частности:

  • согласно положениями  ст.178 Закона № 127-ФЗ, банкротство сельскохозяйственных организаций, в отличие от предприятий в иных сферах деятельности, имеет три этапа:
  • наблюдение (п.1)

– на данном этапе проводится анализ возможности погашения обязательств должника за счет доходов, полученных по завершению периода сельхозработ, а также анализ финансового состояния должника, с учетом особенностей производства, фактора сезонности, природно-климатических условий;

  • финансовое оздоровление (п.2)

– данный этап процедуры банкротства устанавливается на определенный срок, конечной датой которого является окончание текущего периода сельзхозработ, а для сельхозпредприятий, осуществляющих переработку произведенной продукции – дата окончания работ по переработке сельхозпродукции.

В исключительных случаях, когда в течение этапа финансового оздоровления имели место обстоятельства непреодолимой силы (стихийные бедствия, обстоятельства чрезвычайного характера, эпизоотии), продолжительность данной стадии банкротства может быть продлена на один календарный год. Для этого между инициатором процедуры банкротства, а также иными кредиторами и должником должны быть достигнуты соглашения по изменению графика погашения долговых обязательств, с соблюдением требований ст.85 Закона №127-ФЗ от 26.10.2002 г.

  • внешнее управление (п.3)

– продолжительность данного этапа банкротства лимитирована окончанием текущего периода сельхозработ, и сроками, необходимыми на реализацию и переработку произведенной сельхозпродукции. Этап внешнего управления не может более чем на три месяца превышать сроки, регламентированные нормами п.2 ст.92 Закона №127-ФЗ.

Читайте также: Временный управляющий при банкротстве

Необходимо учитывать, что продолжительность каждого из этапов процедуры банкротства сельхозпредприятий вариативна, что связано с невозможностью точно определить точку максимума производства, переработки или реализации продукции, поскольку данный показатель напрямую зависит от:

  • специфики и особенностей сферы деятельности должника;
  • природно-климатических условий конкретного региона, где осуществляет свою деятельность предприятие-должник.

Общая продолжительность всех этапов банкротства сельхозпредприятия не может превышать 27 месяцев с момента принятия арбитражным судом решения о возбуждении процедуры банкротства.

Возбуждение процедуры банкротства

Приняв к рассмотрению заявление кредитора(ов) о признании должника несостоятельным (банкротом), арбитражный суд возбуждает процедуру банкротства, и вводит первый ее этап – наблюдение.

На данном этапе проводится комплексный анализ финансового состояния должника, с учетом всех значимых факторов. Подвергаются анализу все причины, которые привели к финансовой дестабилизации должника, в том числе:

  • возможность исполнения требований перед кредиторами за счет использования прибыли за текущий производственный период;
  • участие Должника в программах целевой поддержки сельхозпроизводителей;
  • природно-климатическая ситуация в регионе – на предмет соответствия климатических условий виду производимой сельхозкомпанией продукции;
  • использования и текущее состояние технических средств, задействованных в производстве, переработке и сохранении продукции;
  • уровень подготовки персонала, наличие ошибок в управлении, несоответствие предложений фактическому спросу;

и прочие определяющие факторы.

Этапы финансового оздоровления и внешнего управления вводятся последовательно, согласно нормам, установленным в ст.178 Закона о банкротстве.

Продажа имущества должника

В случае если комплекс мероприятий по восстановлению платежеспособности должника не принесли ожидаемого результата, решением арбитражного суда назначается арбитражный управляющий, задачей которого является отчуждение имущества сельхозкомпании–должника для погашения его долговых обязательств за счет средств, вырученных от продажи принадлежащего ему имущества.

Преимущественное право на приобретение имущества сельхозпредприятия, признанного несостоятельным, имеют сельхозхозяйства и предприятия, граничащие по территориальному признаку с территориями должника. Если таковые отсутствуют или не выразили интереса к приобретению выставленного на продажу имущества, право первого приобретения получают субъекты хозяйствования, находящиеся в том же регионе.

Имущество должника выставляется на продажу целым лотом, и включает в себя средства, используемые для сбора, переработки, хранения и продажи сельхозпродукции, производимой должником. В случае если имущество не было приобретено в формате целого лота, согласно ст.139 Закона о банкротстве, вводится публичное предложение о продаже.

Читайте также: Единый федеральный реестр сведений о банкротстве