Аффилированность юридических лиц – это ситуация, когда два предприятия (или более) являются зависимыми. То есть одна компания может оказывать значительное влияние на другую в экономической деятельности, что сказывается на характере принимаемых субъектом хозяйствования решений.
Признаки аффилированности юридических лиц
Законодательная регламентация понятия аффилированности приведена в ст. 53.2 ГК РФ, ст. 20, ст. 105.1 НК РФ и законе о конкуренции от 22.03.1991 г. № 948-1. Последний правовой акт дает определение аффилированности в ст. 4, и уточняет, что зависимыми могут быть не только юридические лица, но и граждане.
Применительно к предприятиям аффилированными могут признаваться:
- Участники наблюдательного совета компании, представители коллегиального или единоличного органа исполнительной власти.
- Участники группы лиц, к которой относится конкретная фирма.
- Держатели акций, которые вправе участвовать в голосованиях на общих собраниях, если на долю голосов таких акционеров приходится от 20%.
- Вкладчики, доля капитала которых составляет 20% и более.
- Аффилированность юридических лиц может проявляться, если фирма является участником ФПГ (финансово-промышленной группы). В этой ситуации аффилированными лицами могут выступать представители органов управления других компаний-участников ФПГ.
В целях налогообложения к аффилированности применяется понятие «взаимозависимые лица». Таковыми признаются (п. 2 ст. 105.1 НК РФ):
- организации, имеющие в капитале другой компании долю свыше 25%;
- юрлицо и физлицо, если физлицо владеет более 25% капитала;
- несколько юрлиц, при участии одного из них в нескольких компаниях, если его доля в каждой из них свыше 25%;
- юрлицо и его руководитель;
- организация и лицо, уполномоченное назначать ее руководителя, или половину руководства;
- юрлица, в которых более половины руководства (совета директоров) составляют одни и те же граждане;
- несколько компаний, в которых руководителем назначено одно и то же физлицо;
- несколько юрлиц, в которых первое владеет более половиной капитала второго, второе в свою очередь владеет более половиной капитала третьего, и т.д.
Наличие признаков аффилированности предполагает, что компании согласовывают организационные или экономические решения друг с другом.
Применительно к отношениям физических лиц взаимозависимость может проявляться у родственников – например, у состоящих в браке супругов, между усыновленным ребенком и его усыновителем.
Есть и еще один вариант зависимости – трудовой. Что такое аффилированность должностных лиц – это ситуация, когда одно физическое лицо обязано подчиняться решениям другого гражданина в рамках трудовых взаимоотношений и иерархии управления по штатному расписанию. Такой принцип зависимости озвучен в ст. 20 НК РФ.
Аффилированность юридических лиц: последствия
Законодательная регламентация взаимоотношений между аффилированными лицами необходима для решения следующих задач:
- профилактика экономических сговоров в сфере ценообразования и конкуренции;
- предотвращение ситуаций с появлением на рынке скрытых монополистических структур.
Проверка аффилированности юридических лиц может производиться Антимонопольной службой или налоговыми органами. В фискальной системе выявление взаимозависимых предприятий необходимо для оценки объективности и экономической целесообразности спорных хозяйственных операций. Например, ФНС может оспорить законность реализации сделки купли-продажи между аффилированными сторонами, если цена продаваемой продукции окажется заниженной. Вне правового поля может оказаться и предоставление особых льгот при сотрудничестве с зависимой структурой. Сделки, совершенные на таких условиях, в судебном порядке могут быть признаны недействительными, так как влекут искусственное занижение налоговых обязательств и нанесение ущерба бюджету государства.
Риски аффилированности юридических лиц могут проявляться в получении компанией услуг от аффилированной экспертной организации. В этой ситуации оппоненты фирмы, воспользовавшейся услугами такого эксперта, могут обоснованно оспорить результаты экспертного заключения и потребовать пересмотра дела. Недействительными могут признаваться и итоги торгов, если в них принимают участие аффилированные лица. Основанием может стать наличие сговора между зависимыми предприятиями, который привел к выигрышу одной из этих фирм. Если будет выявлена аффилированность юридических лиц, доказательства окажутся неопровержимыми, результаты проведенных торгов будут аннулированы, а незаконно выигравшему предприятию придется возмещать убытки, понесенные другими участниками.
Наличие взаимозависимости между должником и его кредитором может стать основанием для пересмотра дела о банкротстве. Причина в том, что стороны, вступая в сговор, получают возможность создать фиктивную задолженность для получения денежных средств партнером. Такая процедура ущемляет права других кредиторов.
Проверка аффилированности юридических лиц бесплатно производится на сайте ФНС и на других интернет-сервисах. Некоторые сайты предоставляют возможность исследовать взаимосвязи между двумя контрагентами, включая анализ сделок, реализованных с участием посредников. Другие сервисы дают возможность просмотреть общую характеристику интересующего контрагента по названию или ИНН, например:
- регистрационные данные;
- сведения об учредителях;
- информация об исполнительном органе;
- наличие или отсутствие исполнительных производств, арбитражных дел;
- статистика участия в госзакупках;
- перечень учрежденных организаций;
- данные о проведенных на предприятии проверках и числе выявленных правонарушений;
- связанные учреждения и товарные знаки.
Проверка аффилированности юридических лиц на сайте ФНС может быть произведена каждым – для этого надо знать основные реквизиты контрагента. Сервисы налогового органа (например, «Сведения о госрегистрации юрлиц, ИП, КФХ») помогут выявить недобросовестных субъектов предпринимательства, обнаружить «массовых учредителей».
Как доказать аффилированность юридических лиц:
- провести поиск информации о компаниях в открытых источниках информации, включая сайт ФНС;
- проверить данные об учредителях и принадлежащих им долях в других предприятиях;
- изучить родственные связи между руководителями и учредителями сотрудничающих фирм;
- изучить экономическое состояние фирм – так можно выявить финансовую зависимость компании от другого предприятия (это можно увидеть по структуре закупок и продаж, по анализу клиентской базы, по дебиторской и кредиторской задолженности).