Если налогоплательщик не согласен с решением, вынесенным налоговой инспекцией, и считает, что оно нарушает его права, он может его обжаловать (ст. 137 НК РФ). В каком порядке происходит обжалование решений налоговиков, и в какие сроки – рассмотрим в нашей статье.
Обжалование решения налогового органа: куда обращаться
Регулирует порядок обжалования глава 19 НК РФ и Арбитражно-процессуальное законодательство. Пожаловаться на решения ИФНС можно в вышестоящий орган ФНС и в суд.
Для всех «несогласных» налогоплательщиков установлен обязательный досудебный порядок обжалования решения налогового органа. Это значит, что обратиться за защитой прав сразу в арбитраж не получится - сначала лицо должно обжаловать решение своей ИФНС в вышестоящем налоговом органе (п. 2 ст. 138 НК РФ).
Пока не вступило в силу решение по результатам налоговой проверки о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, несогласие с ним выражается подачей апелляционной жалобы. На вступившие в силу решения налоговиков подается жалоба (ст. 101, п. 1 ст. 138 НК РФ).
Подавать данные жалобы нужно через налоговую инспекцию, принявшую обжалуемое решение. Эта ИФНС передает в течение 3-х дней все материалы и жалобу в вышестоящую инстанцию (п. 1 ст. 139, п. 1 ст. 139.1 НК РФ).
Рассмотрев доводы налогоплательщика, вышестоящий орган ФНС принимает свое решение по жалобе:
- оставляет ее без удовлетворения;
- полностью/частично отменяет обжалуемое решение ИФНС;
- отменяет решение ИФНС и выносит новое решение.
Форма обжалования решения налоговой
Подать любую жалобу можно в «бумажной» форме, электронно по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.
В содержании обычной и апелляционной жалобы, подаваемой в порядке обжалования решения налогового органа, должно присутствовать (ст. 139.2 НК РФ):
- Ф.И.О. и место жительства физлица, или название и адрес организации,
- реквизиты акта, содержащего обжалуемое решение, наименование вынесшего его органа,
- основания, дающие повод «несогласному» лицу считать нарушенными свои права,
- требования лица,
- способ, которым лицо желает получить решение по своей жалобе: на «бумаге», электронно, через личный кабинет налогоплательщика,
- подпись физлица, или руководителя организации.
Рекомендуется приложить документы, подтверждающие приведенные налогоплательщиком доводы, а также указать все необходимые сведения для своевременного рассмотрения жалобы (номера телефонов, адрес электронной почты и т.д.).
Срок обжалования решения налогового органа
Решение налоговиков привлечь к ответственности лицо за налоговое правонарушение, принятое по итогам проверки, вступает в силу 1 месяц спустя после вручения его налогоплательщику (п. 9 ст. 101 НК РФ). Пока не завершится этот срок, «несогласный» налогоплательщик может подать апелляционную жалобу.
Для вступившего в силу решения ИФНС, по которому апелляционная жалоба не подавалась, на обжалование отводится 1 год со дня его вынесения. Пропустив данный срок, налогоплательщику не стоит отчаиваться – если причина пропуска уважительная, вышестоящий орган ФНС может его восстановить (п. 2 ст. 139 НК РФ).
Решение по полученной жалобе о результатах налоговой проверки вышестоящий орган ФНС должен принять в течение 1 месяца, допустимо также продление данного срока еще на месяц (п. 6 ст. 140 НК РФ). По прочим жалобам на принятие решения отводится 15 дней, продление этого срока возможно лишь на 15 дней.
Не дождавшись от вышестоящего органа ФНС в установленный срок решения по своей жалобе, налогоплательщик сталкивается с нарушением досудебной процедуры, поэтому вправе обращаться в суд.