Определение накладных расходов
Итак, не связанные прямо с основными производственными тратами и не входящие в стоимость ТМЦ, накладные расходы закладываются в себестоимость конечного продукта, увеличивая издержки его производства пропорционально сумме прямых затрат.
Накладные расходы в смете включают в себя довольно обширный перечень затратных статей, Это могут быть расходы на обучение контингента, организацию, служебные командировки, износ оборудования. Сюда же относят косвенные расходы, образующиеся при сбыте товара. Например, накладные расходы в смете строительной компании – это четыре блока объединенных затратных статей:
- Административно-хозяйственные расходы (АХР), объединяющие расходы по зарплате аппарата управления, отчислений с нее, услуг связи, приобретения программ, оплата консультаций и юридических услуг и т.п.;
- Обслуживание рабочего персонала (переподготовка кадров, обеспечение необходимого уровня ТБ и охраны труда);
- Организация работ на объектах, т. е. расходы по изысканиям геодезистов, проектированию производства работ, подготовке объекта к сдаче и др.;
- Прочие расходы (реклама износ вспомогательного оборудования, платежи банкам по займам, расходы на страхование, сертифицирование, выплаты рабочим по возмещению ущерба в случаях утраты здоровья и др.)
На законодательном уровне закреплено, что входит в накладные расходы по смете, лишь в медицине и строительстве, т.е. структура накладных расходов для других отраслей не определена. Поэтому компании при составлении бюджетных смет устанавливают перечень подобных затрат самостоятельно, исходя из особенностей производства и опираясь на представленный выше перечень. К примеру, в предприятиях торговли к накладным относят затраты, связанные с транспортировкой, предпродажной подготовкой, обеспечением сохранности и реализацией товаров. Список накладных расходов может быть таким:
- Текущий ремонт, обслуживание помещений и оборудования;
- Зарплата и содержание АУП;
- ЕСН;
- Обслуживание собственного автопарка;
- Аренда;
- Простои, обнаружение бракованной продукции;
- Налоги и иные обязательные платежи;
- Реклама;
- Консультации юристов и аудиторов;
- Износ ОС;
- Коммунальные услуги, услуги связи и др.
Размер накладных расходов в смете существенно влияет на себестоимость готового продукта в целом. Но, хотя накладные расходы определяются индивидуально в зависимости от предоставляемых услуг конкретной компании или ассортимента производимых продуктов, существуют принципы составления смет, одинаковые для всех предприятий, поскольку накладные расходы и сметная прибыль – величины, влияющие друг на друга.
Накладные расходы: формула
Для строительных компаний разработаны и применяются нормативы расчета накладных расходов для конкретных видов строительства и СМР. Они периодически обновляются, поскольку коррективы в общепринятые НПА вносятся постоянно.
В настоящее время процент накладных расходов в смете (на основе расчетов по справочникам государственных элементных сметных норм) по блокам затратных статей в строительстве составляет – 43,45% по АУР, 37,32% на затраты по обслуживанию рабочего персонала, 15,7% на организацию работ на объектах и 3,53% на прочие затраты.
Администрации компаний других отраслей, чтобы обеспечить пропорциональное распределение накладных расходов, приходится рассчитывать их размер, основываясь на данных аналитической информации.
Для планирования и учета накладных расходов в бюджетной смете компании определяют общую сумму затрат. Рассчитываются накладные расходы от прямых затрат на оплату труда рабочих, занятых в производстве, по формуле:
%нр = ∑нр / ∑фот х 100, где ∑нр – сумма накладных расходов, ∑фот - ФОТ основных рабочих. Соответственно рассчитывают и коэффициент накладных расходов. Формула такова: К = ∑нр / ∑фот. Например, если при ФОТ 240 т. р. сумма накладных расходов составила 150 т. р., то процент накладных затрат составит 62,5% (150000 / 240000 х 100), соответственно коэффициент равен 0,625.
Размер накладных расходов в калькуляции
Вычисление процента накладных расходов – важный аспект в работе компании. На полученных результатах базируется составление калькуляции себестоимости продукции компании. Т.е. рассчитать накладные расходы в калькуляции, составляемой на определенный продукт, опираясь на полученные результаты расчетов по смете расходов компании, довольно просто, поскольку нормы и расчетные значения накладных фиксируются в учетной политике организации.
Впрочем, считать накладные расходы можно по-разному. В небольших компаниях накладные расходы определяют прямым счетом по всем статьям, крупные предприятия часто комбинируют различные методы, к примеру, рассчитывают процент по одним видам продукции и подсчитывают сумму затрат - по другим.
Сложнее определить, как признаются нераспределенные накладные расходы. Возникают они по разным причинам: в силу колебаний рыночных цен предприятие может реализовать продукцию по сниженным ценам, могут повыситься цены на исходное сырье, измениться затраты на обеспечение сохранности и перевозки товаров и др. Компаниями принимаются решения о признании таких затрат в качестве расходов в отчете о финансовых результатах за период, когда они были понесены, а затем производится пересчет накладных в бюджетной смете фирмы в период, также установленный в учетной политике фирмы.