Сняли с очереди на жилье из-за наличия жилья у ребенка
Житель Башкирии вместе с женой несовершеннолетней дочерью встали учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Через три года супруги развелись, и дочь осталась жить с матерью.
Впоследствии мать приобрела жилой дом, ¼ доли в которой выделила дочери. Узнав об этом, городская администрация сняла мужчину с учета как нуждающегося в жилом помещении: дескать, у дочери есть доля в доме, значит в жилье семья не нуждается.
Для справки: администрация исходила из того, что семья очередника состоит из двух человек – его самого и несовершеннолетней дочери.
При этом проживание ребенка отдельно от отца в расчет не принималось.
Мужчина со снятием его с учета не согласился и обратился в суд.
Суд: снятие с учета незаконно
Суд первой инстанции истца поддержал: судья учел, что несовершеннолетняя дочь проживает отдельно от отца, и наличие у нее жилья не говорит о том, что отец свою жилищную проблему решил.
Апелляция и кассация: у ребенка жилье есть, значит отцу не положено
Апелляция, а за ней и кассация, напротив, сочли снятие очередника с учета правомерным. Обе тройки сослались на положение ст. 51 Жилищного кодекса, согласно которой при определении уровня обеспеченности жильем должна учитываться площадь жилых помещений, находящихся в собственности всех членов семьи.
ВС: жилье родственников учитываются, только если они проживают совместно
Верховный Суд отменил апелляционное и кассационное определения, оставив в силе решение суда первой инстанции.
Коллегия разъяснила, что учитывать площадь жилья, находящегося в собственности членов семьи нужно только в том случае, если они проживают совместно с нуждающимся.
В рассматриваемом же случае дочь – собственник доли в доме – проживает отдельно от отца. Следовательно, истец должен быть возвращен в очередь на улучшение жилищных условий.