История вопроса: продавец похитил деньги покупателя
Самарчанка заказала в одном из городских мебельных магазинов набор мебели на сумму 110 021 руб. Заказ покупательница оплатила сразу, передав деньги продавцу торгового зала.
Договор на поставку мебели от имени владельца магазина – индивидуального предпринимателя – заключал тот же продавец.
В назначенное время заказ покупательнице доставлен не был, поэтому женщина обратилась к ИП с претензией о возврате уплаченной суммы. Предприниматель требования не выполнил, и дело дошло до суда.
Но еще до подачи иска выяснилось, что продавец мебельного магазина, попросту присвоил деньги покупательницы, за что и был осужден. Причем, вынося приговор продавцу, суд не взыскал с него компенсацию причиненного ущерба и морального вреда.
Суды трех инстанций: ИП не отвечает за действия продавца
Суды, начиная с первой инстанции и до кассационной, в иске покупательнице отказали: судьи сочли, что ущерб и моральный вред ей причинил лично продавец, а не владелец магазина. Предприниматель не мог контролировать действия своего сотрудника, несмотря на то, что преступление совершено на территории магазина.
ВС: работодатель должен отвечать за вред, причиненный его сотрудником
Верховный суд со своими предшественниками не согласился. Тройка подчеркнула, что продавец – мошенник работал у ИП по трудовому договору и обманул покупателя в свое рабочее время, находясь на рабочем месте. При этом он использовал свое положение сотрудника магазина.
В силу п. 9 Постановления Пленума Верховного суда от 26.01.2010 № 1, работодатель несет ответственность за вред, причиненный его работником при исполнении трудовых обязанностей. Таким образом, выводы судов об отсутствии у предпринимателя обязанности возмещать причиненный его сотрудником вред, ошибочны.
В результате ВС отменил все предыдущие решения и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.