Что произошло
Либерал-демократы предлагают внести в Уголовный кодекс поправки, согласно которым защита лицом своего имущества при незаконном проникновении в жилище не будет наказываться даже в случае убийства посягающего.
Соответствующий законопроект внесен в Госдуму 12 мая 2022 года.
Действующее законодательство о необходимой обороне
Сегодня пределы правомерности необходимой обороны распространяются исключительно на случаи защиты жизни и здоровья людей: причинение смерти нападающему не наказуемо только в том случае, если он применяет к обороняющемуся или окружающим насилие, опасное для жизни или здоровья либо выказывает явное намерение применить такое насилие.
Иными словами, убийство или причинение тяжкого вреда здоровью лицу, проникшему в жилище, но не применяющего насилия к людям, как правило, расценивается в лучшем случае как превышение пределов необходимой обороны, то есть наказывается по статьям 108 или 114 УК РФ соответственно.
При менее удачном раскладе владельцу квартиры грозит ответственность в общем порядке, то есть по статьям 105 или 111 УК РФ – в зависимости от исхода ситуации.
Для сравнения: максимальное наказание за убийство по ст. 105 УК РФ составляет 20 лет лишения свободы или пожизненное заключение, тогда как за убийство при превышении пределов необходимой обороны по ч. 1 ст. 108 УК РФ верхний предел срока лишения свободы всего 2 года.
Немного судебной практики
20 сентября 2021 года Тверской областной суд оправдал Александра Зобенкова, убившего троих человек, ворвавшихся в его дом с явно недружественными намерениями. Нападавшие избили одного из гостей Зобенкова, и хозяин, испугавшись за жизнь своих близких – жены и трехлетней дочери, схватился за нож.
Первая инстанция Александра осудила: его признали виновным по п. «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ – убийство двух и более человек. В качестве наказания суд назначил 18 лет лишения свободы.
Да, уже в апелляции Зобенков был оправдан, но с момента задержания до вынесения оправдательного приговора прошло около полутора лет, и все это время человек, защищавший свою семью, находился под стражей.
Выводы
Александр Зобенков – не единственный осужденный при подобных или даже аналогичных обстоятельствах. Правда, остальным повезло гораздо меньше – за второе полугодие 2021 года из всех обвиненных в причинении смерти при превышении пределов необходимой обороны оправданы всего двое.
Авторы законопроекта считают необходимым законодательно закрепить принцип «мой дом – моя крепость», чтобы дать гражданам возможность защищать себя, своих близких и свое жилище от преступных посягательств.