С 01.01.2022 года меняется порядок получения квалифицированного сертификата электронной цифровой подписи (далее - КЭП, ЭЦП). В закон «Об ЭЦП» от 06.04.2011 №63-ФЗ добавлены новые статьи 17.1 – 17.6 (в ред. Закона от 02.07.2021 №359-ФЗ). С этого момента полномочия по изготовлению и выдаче КЭП переходят к ФНС РФ и ее доверенным центрам, перечень которых будет публиковаться и периодически обновляться на сайте службы. Получить ЭЦП данным способом, причем бесплатно, смогут только:
- предприниматели;
- нотариусы;
- гендиректора и иные лица, представляющие организацию без доверенности.
На каждую обратившуюся организацию выдадут по одной ЭЦП, ключ которой невозможно будет скопировать. Назначение такой подписи определяется по ФЗ РФ № 63 «Об ЭП». Владелец КЭП сможет использовать ее в хозяйственной деятельности, при сдаче отчетности, например, в ИФНС, а также для электронного взаимодействия с ней.
Остальные категории лиц смогут получить ЭЦП платно в обычных удостоверяющих центрах, аккредитованных по новым правилам, заплатив за оказанные услуги по их же прейскурантам. К этой категории относят граждан, физлиц, действующих по доверенности (например, сотрудников ИП).
При первом обращении за ЭЦП потенциальному владельцу подписи следует лично подать документы в территориальное отделение службы (ее центр). Предприниматели и лица без доверенности (от юрлиц) могут оформить все на портале службы, через кабинет налогоплательщика (физлица).
Пошаговая инструкция как оформить ЭЦП по новым правилам
Чтобы оформить, получить подпись, нужно последовательно выполнить следующие действия:
Шаг 1. Предварительно записаться на прием (в территориальное отделение налоговой службы либо ее доверенный центр). Сделать это можно через сервис «Онлайн запись…» на портале ФНС (приказ ФНС от 20.05.2021 № ЕД-7-19/504@).
Шаг 2. Подготовить данные, документы, список которых обозначен ст. 18 ФЗ РФ № 63 от 06.04.2011 (акт. ред. от 11.06.2021):
- заявление на выпуск подписи;
- СНИЛС;
- паспорт (иной равнозначный удостоверяющий документ).
Помимо этого - купить токен (флешка, USB Тип А) - специальный носитель информации, сертифицированный ФСБ (ФСТЭК) РФ. Продают их на специализированных сайтах, производители и дистрибьюторы, да и сами удостоверяющие центры (обычно по небольшим ценам). Средняя цена равняется примерно 500 руб. Токен нужно будет представить в ИФНС вкупе с подготовленной документацией.
Важно! Токен при оформлении КЭП нужен обязательно для записи квалифицированного сертификата. Он должен соответствовать общеустановленным требованиям налоговой (Приказ ФНС РФ № ВД-7-24/982@от 30.12.2020), иначе его не примут. Можно купить, к примеру, Рутокен ЭЦП 2.0, Рутокен S, Token ГОСТ, JaCarta PKI и др.
Шаг 3. В назначенное время подать в ИФНС документы, пройти идентификацию и подтверждение личности. Идентификация при первом обращении за подписью проходит строго в присутствии заявителя, с предъявлением паспорта (удостоверяющего документа) и последующей проверкой информации через ФГИС. В дальнейшем такие проверки проходят без заявителя, с применением ЕСИА, УКЭП, биометрии.
Шаг 4. Получить квалифицированный сертификат ЭЦП (стандартно выдается при обращении в течение 15 мин. после идентификации и подтверждения личности). При отсутствии обязательных сведений либо при не подтверждении запрошенной ИФНС информации оформление, выдача может затянуться до 5 календарных дней. В этом случае ЭЦП выдадут по уведомлению от налоговой. Если пропустить срок получения ЭЦП, указанный в присланном уведомлении, то заявление на его выдачу могут вообще аннулировать.