Центробанк предлагает запретить скидки маркетплейсов в зависимости от способа оплаты
ЦБ встал на сторону отечественных кредитных организаций в конфликте с маркетплейсами. Регулирующий орган настаивает на недопустимости изменения ценовых условий продаваемых товаров в зависимости от выбранного покупателями метода оплаты. Помимо прочего, Набиуллина указала на необходимость привлечь Федеральную антимонопольную службу России в качестве дополнительного органа надзора за ситуацией.
Набиуллина особо отметила, что продажа финансовых услуг, предоставляемых дочерними структурами банков, должна быть запрещена, поскольку подобные структуры обладают заранее установленными преимуществами перед конкурентами на рынке банковских услуг.
Министерство экономического развития приступило к рассмотрению данного предложения председателя Центробанка. Однако представители ведомства подчеркнули, что действующее законодательство («Закон № 289-ФЗ о платформенной экономике») предусматривает право правительства определять правила ценообразования товаров на торговых площадках. Таким образом, вопрос о полном запрете скидок требует комплексного подхода.
Позиция маркетплейсов в споре с банками о скидках
Wildberries выразил несогласие с предложенными мерами, назвав их чрезмерными. Компания уверена, что ограничения стоимости касаются исключительно скидок, зависящих от формы оплаты, а не прибыли продавцов. Представители площадки утверждают, что они не устанавливают дополнительные комиссии, а скидки позволяют миллионам клиентов приобретать продукцию дешевле, повышая доступность товаров. Что касается инициативы усиления роли Федеральной антимонопольной службы, то компания полагает ее излишней, ведь служба уже обладает всеми необходимыми инструментами контроля, а новая мера негативно скажется на малом и среднем бизнесе.
Компания напомнила, что действующий закон не определяет понятие «наибольшие» торговые площадки, вследствие чего инициатива фактически направлена против двух конкретных компаний, исключая крупные банки вроде «Сбера». Ограничение распространения финансовых продуктов, разработанных банками-партнерами площадок, создаст дискриминационные условия в пользу больших банков, которым аналогичное ограничение не грозит. Поэтому в Wildberries выступают за справедливое регулирование, одинаково применимое ко всем участникам рынка, а не выборочно к отдельным компаниям. Компания рассчитывает на корректировку инициатив и принятие более взвешенного решения.
Недовольство банков маркетинговыми акциями крупных торговых площадок начало расти еще в 2024 г. и недавно достигло нового уровня. Первым ситуацию публично раскритиковал глава Сбербанка Герман Греф, обвинив маркетплейсы в уклонении от уплаты налогов на сумму около 1,5 трлн рублей.
***
Действительно, практика дифференцированного ценообразования в зависимости от метода оплаты вызывает вопросы и порождает основания для возможных юридических претензий. Фактически, ее можно рассматривать как нарушение Федерального закона № 2300-I “О защите прав потребителей”. Причем, разница в ценах, которую предлагают маркетплейсы при оплате картами аффилированных банков (в некоторых случаях 10+%), выходит за рамки технических особенностей систем оплаты. И в этом крупные коммерческие банки усмотрели нарушение правил честной конкуренции, в чем их и поддержал российский финансовый регулятор.
Однако вопрос выглядит далеко не столь однозначно, если учесть скидки и акции, которые предлагают сами финансовые организации при продаже банковских продуктов своим клиентам. Этот спор может стать весьма принципиальным и длительным, тем более в свете того, какое количество клиентов обслуживают сегодня крупнейшие маркетплейсы. Пока он только разгорается, и говорить о сближении позиций сторон и возможности какого-то конструктивного решения рано.