Куда жаловаться на регионального оператора?
Ответственность за нарушения в сфере сбора, хранения и утилизации ТКО
Чтобы точно ответить на поставленный вопрос, необходимо разобраться с правовым регулированием рассматриваемой деятельности. Компании, обеспечивающие сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории конкретного региона РФ, именуются региональными операторами. На основании ст. 25 ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления», оценка соблюдения обязательных требований в сфере обращения с отходами, установленных ФЗ-89 и принимаемыми в соответствии с ним иными НПА РФ (за исключением обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках госконтроля (надзора) в ходе регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО), производится в пределах федерального и регионального экологического госконтроля (надзора) по ФЗ-7 «Об охране окружающей среды».
Согласно ст. 28 ФЗ-89 неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства РФ в сфере обращения с отходами должностными лицами и гражданами, в зависимости от состава правонарушения, влечет за собой различные виды юридической ответственности, а именно:
- дисциплинарную,
- административную,
- уголовную,
- гражданско-правовую.
Таким образом, куда жаловаться на регионального оператора ТКО, зависит от вида противоправного деяния и его общественно опасных последствий, в том числе размера причиненного ущерба и числа пострадавших лиц.
В какой орган можно пожаловаться на проблемы с мусором
Претензии по некачественному вывозу мусора предъявляются для начала самому региональному оператору по обращению с ТКО.
Региональный оператор отвечает
- За вывоз мусора в порядке, установленном договором (по определенному графику и в определенном количестве);
- За размещение вывезенных отходов в предназначенных для этого местах (мусорные полигоны)
К УК, органу местного самоуправления можно предъявить претензии по содержанию и чистоте мест (площадок) накопления ТКО.
Как зафиксировать факт невывоза мусора регоператором? Уведомление регионального оператора о составлении акта Акт о нарушении региональным оператором обязательстваКроме того, региональный оператор не действует на территории муниципального образования сам по себе, поэтому места для накопления ТКО обязаны создавать местные власти. Они же размещают контейнерные площадки в необходимом количестве и с соблюдением требований об удаленности таких площадок от жилых домов (не менее, чем в 20 м от них).
Если региональный оператор не реагирует на письменные претензии, любое заинтересованное лицо вправе подать жалобу в компетентный орган — в зависимости от нарушения, допущенного регоператором.
Как выбрать, куда жаловаться на регоператора по вывозу ТКО-таблица
Нарушение |
Контролирующий орган, куда можно пожаловаться |
связано с экологией и охраной окружающей среды; игнорированием санитарно-эпидемиологических норм и правил |
В территориальный орган Росприроднадзора |
нарушение региональным оператором условий соглашения по обращению с ТКО |
В региональное министерство ЖКХ |
возникло при предоставлении коммунальной услуги «вывоз ТКО», затрагивающей жилищные права граждан |
В госжилинспекцию региона РФ |
связано с величиной тарифа на услуги регионального оператора |
В региональный орган, регулирующий тарифы (Госкомитет по ценовой политике, РЭК и т.п.) |
возникло, когда региональный оператор злоупотребил доминирующим положением, и в результате пострадали права собственников ТКО при оказании услуг по вывозу отходов. |
В ФАС (Федеральную антимонопольную службу) |
Было рассмотрено другими ведомствами, но безрезультатно |
Районному (городскому) прокурору, затем в региональную прокуратуру |
Конечной инстанцией в любых гражданско-правовых и административных спорах выступает суд. Сюда граждане вправе обращаться за защитой и восстановлением любых нарушенных прав.
Кроме того, почти во всех регионах есть круглосуточная горячая линия по вопросам ТКО. Позвонив туда, можно узнать о действующей процедуре обжалования в регионе проживания. Также установить контактные данные региональных операторов или оставить жалобу по факту не вывоза мусора можно зачастую в диспетчерской службе министерства ЖКХ субъекта РФ.
Бланк по теме: Жалоба на регионального оператора по вывозу ТКОПримеры спорных ситуаций с регоператором и как с ними справляться
Нередко между собственниками жилья и региональными операторами возникают различные споры. К примеру, в квартире (жилом доме) зарегистрировано и проживает 3 человека, а плату начисляют за 4. Если плата за обращение с ТКО начислена неправильно, то в первую очередь обращаются с заявлением непосредственно к региональному оператору. Для корректировки следует предоставить подтверждающие документы: справку о составе семьи, выписку из домой книги, которую можно оформить лично в МФЦ, а в некоторых субъектах РФ — на региональных порталах госуслуг.
Еще один насущный вопрос – распределение бремени ответственности между собственником и владельцем (пользователем) имущества. Обзор судебной практики ВС РФ за 2023 г. свидетельствует, что если между арендатором и региональным оператором нет договора по поводу ТКО, то оплатить услуги по их обращению должен собственник недвижимости. Если региональный оператор отказывается урегулировать спор в досудебном порядке, то заинтересованная сторона вправе обратиться в суд.
Не менее остро стоит вопрос с несанкционированными свалками мусора. Здесь надо отметить, что за уборку незаконных свалок, в том числе в дачных и лесных зонах отвечают муниципальные власти. Но если земельный участок находится в частной собственности, то вся ответственность ложится на правообладателя. При обнаружении подобных фактов обращаются в орган местного самоуправления и в Росприроднадзор. В таких заявлениях непременно указывают точное месторасположение, описание свалки, дату обнаружения, при наличии соответствующей возможности прикладывают фото.