Объяснительная от учителя директору школы

28.05.2025
0
Команда СП
Объяснительная записка от учителя несет информационную функцию. В отличие от докладной, она не содержит предложений по решению проблемы, а лишь излагает суть произошедшего.
Объяснительная от учителя директору школы
Проверено экспертом

Объяснительная записка от учителя – что это?

Как правило, объяснительная записка поясняет нарушение трудовой дисциплины или некачественное выполнение обязанностей, представляя взгляд сотрудника на ситуацию.

При нарушении трудовой дисциплины руководство вправе запросить объяснительную, однако сотрудник не обязан её предоставлять. В таком случае возможно дисциплинарное взыскание и составление акта об отказе, что закреплено законом (ст. 193 ТК РФ). Целесообразнее грамотно изложить обстоятельства и причины произошедшего, а также возможные пути решения.

Демонстрация понимания ошибки и способов её исправления, а также признание вины, могут улучшить репутацию и избежать штрафных санкций.

Несмотря на отсутствие строгих правил, правильное составление объяснительной записки позволит руководителю лучше понять ситуацию и вашу позицию. Важно представить необходимые факты кратко и емко, избегая излишних деталей. Указание на влияние внешних обстоятельств также может оказаться полезным.

Объяснительная от учителя в случае травмы ученика

В соответствии с законодательством об образовании (ст. 51, ч. 1), школа обязана обеспечивать безопасные условия для учеников, направленные на охрану и укрепление их здоровья. В случае причинения вреда здоровью ученика, находящегося под надзором школы, образовательное учреждение несет ответственность. Примерами таких ситуаций могут быть конфликты между учениками на уроке, травмы, полученные в коридоре во время перемены, или несчастные случаи во время прогулок в группе продленного дня на территории школы.

Школа также понесет ответственность за вред, причиненный ученику вне территории школы, но под присмотром педагога. Например, во время поездки на соревнования, или в школьном автобусе, организованном для доставки детей домой. Даже если школа не брала на себя обязательства по контролю за поведением учеников после уроков, ответственность за травмы, полученные на территории школы, например, в раздевалке, все равно возлагается на образовательное учреждение.

В случае получения учеником травмы в стенах школы, руководство образовательного учреждения инициирует запрос объяснительной записки у соответствующего преподавателя.

Если в течение 2-х рабочих дней педагог не предоставил требуемое объяснение, составляется акт в присутствии свидетелей, как это предусмотрено статьей 247 Трудового кодекса РФ. Отсутствие объяснений со стороны учителя не является основанием для избежания дисциплинарного наказания (ч. 2 ст. 193 ТК РФ).

Нужно учитывать, что составление объяснительной записки – это право сотрудника, которым он может воспользоваться или нет. В то же время, требование объяснений от учителя – это обязанность работодателя, от которой он не вправе отказаться. Без выполнения этой процедуры невозможно издание приказа о дисциплинарном взыскании или удержание средств из зарплаты. Приказ, изданный без объяснительной работника или без попытки её получения, считается неправомерным.

Случаи освобождения школы от ответственности

Образовательное учреждение освобождается от ответственности за инциденты в следующих случаях:

  • Если между школой и родителями пострадавшего не заключен договор об образовательных услугах, то есть ребенок не является ее учеником. Ответственность школы распространяется только на жизнь и здоровье учащихся (согласно ст. 32 Закона об образовании).
  • Если травма получена на территории школы, но в момент инцидента ребенок находился под присмотром родителя. Например, до начала занятий и передачи ребенка тренеру, родитель не уследил, и ребенок упал.
  • Если вред ребенку причинен не по вине школы, даже когда он находился под ее надзором. В таких случаях к ответственности могут быть привлечены родители ребенка, причинившего вред, при условии доказательства факта ненадлежащего воспитания. Иначе ответственность возлагается на школу за недостаточный контроль.

Школа имеет право регрессного иска к родителям ученика, причинившего вред другому ребенку, для компенсации ущерба, взысканного с нее. Это возможно при доказательстве безответственного отношения родителей к воспитанию, отсутствия должного надзора, неисполнения родительских обязанностей (ст. 63 Семейного кодекса).

Кроме того, ребенок с 14 лет самостоятельно несет ответственность за причиненный вред (п. 1, 2 ст. 1074 ГК РФ). При отсутствии у несовершеннолетнего доходов и имущества для возмещения вреда, его возмещают родители, если не докажут отсутствие своей вины.

Объяснительная от учителя в случае неуспевания ученика

Школьная успеваемость отражает степень усвоения учебной программы учащимися. Российская система образования учитывает возрастные особенности детей, постепенно увеличивая объем изучаемого материала. Неуспеваемость в школе не всегда обусловлена исключительно ленью или индивидуальными особенностями ученика. Нередко причина кроется в проблемах во взаимоотношениях с одноклассниками, родителями или в общем подавленном состоянии. Резкие меры, вроде перевода в другую школу, не всегда являются оптимальным решением.

Зачастую низкая успеваемость может быть связана с профессионализмом преподавателя. Если ученик успешно справляется с большинством предметов, но отстает по некоторым, это может указывать на необходимость пересмотра подходов отдельных учителей. В таких случаях администрация образовательного учреждения может затребовать с учителя объяснительную записку.

Объяснительная записка – это формальный документ, используемый для внутреннего общения между сотрудниками школы. Чаще всего это делают классные руководители, но не всегда.

В объяснении учитель детально описывает администрации школы текущее положение дел с успеваемостью конкретного ученика или определенной группы. Задача такого документа – не исключение слабоуспевающих ради улучшения общих показателей, а организация для них наиболее благоприятной образовательной среды.

 

Действия по исправлению ситуации

Администрация школы, в частности директор или его заместитель, уполномочены определять дальнейшие действия в отношении неуспевающих учеников. Существует целый ряд возможных подходов. Первоочередным шагом считается установление контакта и беседа с самим учеником. Целью этой встречи является выяснение причин академической неуспеваемости. Как упоминалось ранее, часто корень проблемы кроется в семейных обстоятельствах. Школьный психолог должен проводить подобные консультации.

Далее следует приглашение родителей в школу. Нередко родители не осведомлены о серьезных проблемах с успеваемостью у их ребенка. Поскольку подходы к воспитанию различны, общение с родителями является необходимой мерой. Обычно ученику дается определенный период времени, например, одна четверть, для улучшения успеваемости. Если по истечении этого срока станет ясно, что ситуация не улучшается, может быть принято решение о переводе в коррекционный класс или специализированную школу.

Объяснительная от учителя в случае нарушения трудовой дисциплины

За нарушение трудовой дисциплины директор школы может потребовать от учителя написать объяснительную. К нарушениям относятся: систематические опоздания на уроки, несоблюдение утвержденного расписания, некорректное поведение по отношению к ученикам и коллегам, невыполнение распоряжений администрации, а также ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, прописанных в трудовом договоре и должностной инструкции.

В объяснительной учитель должен подробно изложить обстоятельства произошедшего, указать причины, которые привели к нарушению, и выразить свое отношение к случившемуся. Важно соблюдать деловой стиль изложения, избегать эмоциональных оценок и голословных утверждений. Документ должен быть написан грамотно и разборчиво, с указанием даты и подписи.

Администрация школы, рассмотрев объяснительную, принимает решение о дальнейших действиях. В зависимости от тяжести нарушения и степени вины учителя, могут быть применены различные меры дисциплинарного взыскания, начиная от замечания и заканчивая увольнением. При этом учитывается предыдущая работа учителя, наличие поощрений и взысканий, а также мнение педагогического коллектива.

Необходимо понимать, что объяснительная – это не просто формальность, а важный документ, позволяющий учителю представить свою точку зрения и смягчить возможные последствия. Игнорирование требования о предоставлении объяснительной или отказ от ее написания может быть расценено как признание вины и усугубить ситуацию.

Администрация школы обязана рассмотреть объяснительную учителя в установленный срок и принять обоснованное решение. При этом необходимо учитывать все обстоятельства дела, а также личность учителя и его вклад в развитие школы. Недопустимо применение дисциплинарных мер на основании голословных обвинений или предвзятого отношения.

В случае несогласия с принятым решением, учитель имеет право обжаловать его в установленном законом порядке. Важно помнить, что знание своих прав и обязанностей, а также соблюдение норм трудового законодательства, является залогом защиты интересов работника и поддержания здоровой рабочей атмосферы в коллективе.

Объяснительная от учителя директору школы
Проверено экспертом
Посмотрите другие статьи и образцы документов раздела: Образовательная деятельность
Ответы на вопросы по этой теме:
Может ли учитель выгнать ученика с урока?
Учитель не может выгонять ученика с урока, если ученик не несет угрозы себе и/или другим обучающимся.
Может ли учитель задерживать учеников после звонка?
Учитель не имеет права задерживать учеников после звонка, это противоречит санитарным правилам.
Может ли учитель отказаться от ученика?
Вопрос о том, как учителю отказаться от ученика напрямую законодательством не урегулирован. Однако каждое образовательное учреждение само определяет, как формировать классы и как...
Может ли учитель забрать телефон у ученика?
Учитель не имеет права забирать телефон у ученика, но и ученик не может пользоваться телефоном во время уроков.
Оставить комментарий