Подробнее об агентском договоре
Согласно ч. 1 ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
Агентский договор заключают, когда принципал в силу объективных причин не может вести какую-либо деятельность. Пример: есть организация по производству мебели, которая в силу отсутствия собственного отдела продаж не может реализовывать свою продукцию, и поэтому поручает это сторонней компании.
Однако иногда агентский договор заключают не для облегчения ведения бизнеса, а для ухода от налогов. Ведь схемы с его использованием позволяют уменьшить налоговую базу, а также и получить ряд других преимуществ при уплате фискальных платежей. Именно поэтому ФНС проявляет такое внимание к этой категории сделок.
Нужно помнить, что ФНС не может сама отменить агентский договор — она может только оспорить его в суде на основании собственной проверки. Поэтому если претензии со стороны налогового ведомства необоснованны, можно попытаться отстоять свою правоту. Но сделать это сложно, так как регулирование агентского договора довольно размыто. Так что лучше вообще не допускать возникновения претензий со стороны ФНС и минимизировать налоговые риски путем соблюдения определенных правил.
Налоговые риски
К числу наиболее распространенные рисков заключения агентского договора можно отнести:
- выявление признаков дробления бизнеса;
- признание расходов на выплату агентского вознаграждения необоснованными для целей налогообложения;
- переквалификация договора с соответствующими последствиями.
Разберем их более подробно.
Риск № 1: Выявление признаков дробления бизнеса
Дробление бизнеса — это деление компании и искусственное распределение выручки между взаимозависимыми лицами для получения необоснованной налоговой выгоды. Она может быть разной.
Простой пример: организация масштабирует бизнес, но не хочет уходить с УСН, поэтому регистрирует новые юрлица. Формально они с ней не связаны, а де-факто действуют в ее интересах и являются ее частью.
Другой пример — компании, занимающиеся экспортом. Чтобы снизить доходы от валютной выручки, крупные организации заключают договоры таможенного сопровождения с фиктивными поставщиками. В результате их налогооблагаемым доходом формально выступает только агентское вознаграждение.
Как правило, подобные схемы реализуются через агентский договор. Именно поэтому он и привлекает внимание ФНС.
Но как снизить налоговые риски агентского договора? Здесь все довольно просто:
- договор следует заключать только при объективной невозможности вести деятельность, которую планируется поручить другому лицу (отсутствие оборудование, штата и так далее);
- агентский договор не следует заключать между двумя взаимозависимыми компаниями — это гарантированно привлечет внимание налоговой, и доказать свою невиновность будет сложно;
- договор нужно правильно оформить — надо оговорить в его тексте все условия, готовить акты приемки услуг или товаров, иными словами, делать все правильно.
Еще один важный момент — наличие у агента материально-технической базы для исполнения обязанностей по договору. Например, если сделка заключена с ИП или юрлицом, у которых нет соответствующей техники, средств или штата, ее с большой долей вероятности признают фиктивной. Судебной практики, касающейся таких ситуаций — масса. Например, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением по делу А81-5061/2020 от 26.01.2022 года признал недействительным агентский договор компании и предпринимателя, где ИП, который осуществлял поставку продукции по поручению принципала, не имел ни штата, ни оборудования, с помощью которых мог бы это делать.
Если соблюдать эти простые правила (и, конечно, не заключать агентские договоры с целью реального ухода от уплаты налогов), то никаких претензий со стороны ФНС к компании не будет. Да, ведомство может заинтересоваться ее работой и даже провести проверку. Но вот нарушений оно точно не найдет.
Причины внимания ФНС к агентированию при подозрении на дробление бизнеса
ФНС выявляет дробление бизнеса по следующим формальным признакам:
- договоры займа между агентом и принципалом;
- смешение товаров агента и принципала;
- завышение цен;
- отсутствие экономической выгоды в агентском договоре;
- сокращение дохода и применение УСН.
Последствия привлечения внимания ФНС при подозрении на дробление бизнеса
Главный риск агентского договора для принципала при выявлении признаков дробления бизнеса — перерасчет налоговой базы и последующее взыскание недоимки вместе с пенями и штрафами. Если сотрудничество с агентом велось в течение длительного времени, сумма может быть очень большой — нередко ее истребование приводит к прекращению хозяйственной деятельности.
Риски агентского договора для агента в данной ситуации де-факто отсутствуют, так как при оспаривании агентского договора в суде он считается частью организации-принципала (или подконтрольной ему организацией).
Риск № 2: Переквалификация договора агентирования в другой договор
Некоторые компании и предприниматели заключают агентский договор, но де-факто вступают в другие договорные отношения. Это может быть:
- купля-продажа;
- подряд;
- поставка;
- оказание услуг.
Нередко агентский договор заключают даже вместо трудового. Причина такого поведения — изменение налоговой базы и, соответственно, уплата налогов в меньшем объеме. Кроме того, оно может изменить другие существенные условия налогообложения к выгоде налогоплательщика.
ФНС регулярно изучает агентские договоры бизнеса, и если видит в них признаки другой сделки, переквалифицирует их. Это чревато взысканием недоимки по фискальным платежам. Учитывая, что ее неуплата будет длительной по времени, на ее сумму начислят пени, и в итоге придется платить больше.
Нужно заметить, что переквалификация договора не всегда происходит в случаях, когда налогоплательщик действовал с умыслом на неуплату налогов. Зачастую агентский договор вместо какого-то другого заключают по незнанию — все-таки далеко не все предприниматели хорошо разбираются в гражданском законодательстве или имеют в штате юриста.
Что делать, чтобы снизить для агентского договора риск переквалификации? Самое главное — четко прописать права и обязанности сторон в соответствии с положениями главы 52 ГК РФ об агентировании. Второй важный момент — исключить ситуации, когда агентский договор до степени смешения похож на другую сделку. Последнее особенно сложно ввиду размытого регулирования самого агентского договора гражданским законодательством, поэтому при возникновении сомнений в правильности своих действий мы рекомендуем обратиться за помощью к профессиональному юристу.
Причины переквалификации договора агентирования в другой договор налоговой службой
При принятии решения о переквалификации агентского договора налоговая учитывает следующие признаки его фиктивности:
- дата сделки до подписания посреднического договора;
- отсутствие в договоре условия о вознаграждении;
- неверная формулировка поручения;
- отсутствие поручения в договоре.
Последствия переквалификации договора агентирования в другой договор налоговой службой
При переквалификации договора стороны будут обязаны исполнить друг перед другом обязательства, предусмотренные сделкой, на которую суд изменит агентский договор. Это может быть связано с серьезным финансовым бременем. Кроме того, ФНС пересчитает сторонам налоговую базу, из-за чего возникнет недоимка по фискальным платежам, которая может иметь значительный размер.
Риск № 3: Признание расходов на выплату агентского вознаграждения необоснованными для целей налогообложения
Если организация не использует специальную схему налогообложения, она платит налог на прибыль. Согласно ст. 247 НК РФ его объектом являются полученные юрлицом доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
Такие доходы и расходы устанавливают ст. 248-273. Согласно положениям ст. 254 НК РФ в число расходов, учитывающихся при определении налоговой базы налога на прибыль, входят расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика.
Сюда входят в том числе расходы в виде выплаты вознаграждения агентам по агентским договорам. Иными словами, они не учитываются в налоговой базе. Этим некоторые организации и пользуются, чтобы уменьшить ее. Они заключают фиктивные агентские договоры с аффилированными организациями или индивидуальными предпринимателями, в результате чего формально их расходы увеличиваются, хотя на деле остаются прежними (или почти прежними).
Судебная и правоприменительная практика показывает, что агентские договоры признают недействительными в случаях, если они заключаются с лицами, действительно связанными с организацией. Как правило, это бывшие сотрудники компании (хотя могут быть и другие варианты).
Чтобы снизить налоговые риски в случае заключения агентского договора, важно, чтобы агент не имел никакого отношения к принципалу. Он не должен ранее работать у него, получать от него какие-то бенефиции или как-то иначе быть связанным с другой стороной сделки. Это гарантирует, что налоговые органы не проявят к ней интереса.
Причины, по которым ФНС относит расходы на агента к необоснованным
Основной признак для признания расходов на выплату агентского вознаграждения необоснованными для целей налогообложения — отсутствие экономической выгоды для сторон агентского договора.
Последствия отнесения расходов на агента к необоснованным
Последствие признания расходов на выплату агентского вознаграждения необоснованными для целей налогообложения — перерасчет налоговой базы и, как следствие, размера налога. Если агентский договор действовал длительное время, это будет значительная сумма, к которой к тому же добавятся пени.
Как подтвердить экономическую выгоду и фактический характер агентских правоотношений
Для подтверждения реальности агентского договора и экономической выгоды от него следует подтвердить реальность выполнения агентом действий в пользу принципала и получения им вознаграждения за это. Для этого необходимо предоставить доказательства:
- подтверждение участия определенных лиц (представителей агента) в исполнении тех или иных поручений;
- информацию о доверенностях, которые принципал выдавал для выполнения обязанностей по агентскому соглашению;
- документы первичного учета, подтверждающие расходы агента, возникшие при выполнении поручений;
- документы первичного учета, подтверждающие расходы принципала на выплату вознаграждения агенту.
Также при рассмотрении дела о получении необоснованной налоговой выгоды суд может потребовать доказательства обмена информацией в рамках договора, сведения о том, как, где, когда и в каком объеме передавалась продукция. В частности, такие данные запросил Арбитражный суд Московского округа при рассмотрении дела № А40-19162/2022 (постановление Арбитражного суда Московского округа от 26.12.2022 № Ф05-31970/2022).
Какие обстоятельства не могут служить признаком необоснованной налоговой выгоды в агентировании
ВАС РФ в Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 указывает, какие обстоятельства не могут сами по себе служить основанием для признания налоговой выгоды в случае агентирования необоснованной. К ним относятся:
- создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции;
- взаимозависимость участников сделок;
- неритмичный характер хозяйственных операций;
- нарушение налогового законодательства в прошлом;
- разовый характер операции;
- осуществление операции не по месту нахождения налогоплательщика;
- осуществление расчетов с использованием одного банка;
- осуществление транзитных платежей между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций;
- использование посредников при осуществлении хозяйственных операций.
Эти обстоятельства могут быть признаны судом обстоятельствами, свидетельствующими о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, однако только в совокупности и взаимосвязи с иными обстоятельствами. Например, с совокупности с отсутствием необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности у агента (отсутствие персонала, оборудования, помещения и так далее).