Грузы, транспортируемые от грузоотправителя к грузополучателю, должны быть промаркированы – соответствующее требование установлено законодательством (см., например, п. 4 ст. 69 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ). О том, как маркировать грузы в соответствии с действующими стандартами, расскажем в статье.
Для чего нужен ГОСТ «Маркировка грузов»
Маркировка груза – это символьно-буквенно-цифровая комбинация, которая содержит сведения о комплектации товара, о правилах его транспортировки, о его получателе, а также о количестве занимаемых товаром мест. Обязанность по маркировке груза возникает у его отправителя.
Правила маркировки грузов определяет ГОСТ 14192 96 «Маркировка грузов» (принят Госкомитетом РФ по стандартизации и метрологии 18.06.1997) – на основании этого стандарта разрабатываются нормативные документы, устанавливающие порядок маркировки грузов определенного вида.
ГОСТ 14192 (маркировка грузов) определяет:
- правила применения манипуляционных знаков;
- место и способ нанесения транспортировочной маркировки;
- размеры маркировочных ярлыков, манипуляционных надписей и знаков;
- дополнительные требования к маркировке товаров, направляемых на экспорт;
- характеристики маркировки, используемой для транспортной тары.
Соблюдение требований ГОСТа при маркировке обеспечивает сохранность транспортируемого товара и облегчает работу при погрузке и разгрузке – ошибок при работе с унифицированными обозначениями возникает гораздо меньше.
ГОСТ 14192 – маркировка: содержание
В соответствии с п. 3.1 ГОСТ 14192 96, маркировка должна содержать следующие виды информационных знаков:
1. Манипуляционные знаки. К ним относятся изображения, указывающие пользователю на способ обращения с грузом.
2. Основные надписи. Они содержат:
- наименование грузополучателя (полное или сокращенное);
- наименование конечного пункта назначения, с указанием, при необходимости, сведений о транзитных пунктах, в которых осуществляется перегрузка;
- количество грузовых мест в партии и порядковый номер единицы товара в этой партии.
3. Дополнительные надписи. К ним относятся:
- наименование грузоотправителя (полное или сокращенное);
- наименование пункта отправления товара;
- сведения о транспортной компании, которая осуществляет перевозку.
4. Информационные надписи. Они содержат сведения о:
- массе груза в килограммах (нетто и брутто); вместо массы можно указать сведения о количестве товара (в штуках);
- габаритные размеры груза в сантиметрах (Длина х Ширина х Высота или Диаметр х Высота); габариты груза можно не указывать, если ни один из габаритных размеров не превышает указанного значения:
- 1 м – при транспортировке с помощью открытого подвижного состава;
- 1,2 м – при транспортировке в крытом подвижном составе;
- 0,7 м – при транспортировке воздушным транспортом.
Дополнительно, по согласованию между грузоотправителем, грузополучателем и транспортной компанией, на тару может наноситься дополнительная маркировка в виде штрих-кода или двумерного символа, подлежащего машинному считыванию. Использование таких кодов позволяет автоматизировать процесс отгрузки, транспортирования и приемки и снизить временные затраты на обработку сведений о грузе.
Размещение надписей
Местоположение маркировки зависит от вида тары, в которую упакован груз:
- ящик – на одной из боковых граней;
- обрешетка – на дополнительных табличках, размещенных на открытых местах упаковки;
- тканевый мешок – на верхней части, возле шва;
- тюк – на боковой поверхности;
- кипа – на торцовой или боковой поверхности;
- иные виды упаковки – на любых хорошо просматриваемых местах.
Если у транспортируемого груза нет упаковки, маркировку можно нанести на сам товар.
Способы нанесения маркировки
В зависимости от материала, из которого изготовлена тара, маркировка может быть нанесена одним из следующих способов (п. 5.7 ГОСТ 14192 96):
- штампование;
- выжигание;
- с помощью маркировочной машины;
- путем выдавливания;
- с помощью трафарета и краски;
- типографским способом.
При нанесении маркировки стоит использовать черную краску. Отдельные виды знаков могут иметь другой цвет – например, голубой. Не рекомендуется использовать цвета, характерные для отметок, наносимых на опасные грузы.
Используемая краска должна быть светостойкой, водостойкой, при необходимости – солестойкой и устойчивой к воздействию высоких и низких температур. Краска не должна быть липкой и легко стираемой.
Читайте также: Сопроводительные документы на перевозку груза